Золото Зарафшана

ЧЕРЕЗ ТРИ РЕКИ (Работы в Восточной Сибири и на Волге)

Почти 50 лет назад, в 1956 году, был основан Новосибирский научный городок. С предложением о его создании выступили академики М.А. Лаврентьев и С.А. Христианович. Правительство дало «добро». Так в суровой тайге, на берегу Обского моря, возник мощный научный центр — Сибирское отделение Академии наук СССР, сыгравшего в какой-то мере роль первого «советского технопарка».

Среди сибирской тайги были претворены в жизнь некоторые принципы инновационных технологий XXI века. Следует отметить, что, несмотря на некоторую странность подобного словосочетания, исторически оно вполне оправдано. Именно «Золотая долина Академгородка», представленная в 1971 году падким на эффектные выражения американским журналистам, повлияла на будущее название знаменитой во всем мире Силиконовой долины в США.

Тому, кто побывал здесь, навсегда запомнились дивная природа и светлая аура этих мест. Академгородок утопает в зелени липовых аллей, березовых рощ и перелесков; окружен тишиной соснового бора. До Новосибирска — 40 километров. Рядом раскинулось волнами Обское море…

Основная часть города занята научными институтами и жилыми кварталами. Сюда «стекались умы» со всей страны. Именно здесь прописались творчество и романтика, невероятные гипотезы и научные школы. Более половины потенциала Сибирского отделения РАН оказалось сосредоточено в Новосибирском научном центре, который объединил под одной крышей научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные организации.

Когда в Новосибирске создали МСУ-100 (на базе участка МСУ-28, которым поочередно руководили Владимир Андреевич Морозов и Владилен Андреевич Светиков), его взял под свое крыло Илья Давыдович Гринберг. Это предприятие треста «Гидромонтаж» выполнило большой объем работ по строительству наружных коммуникаций всех видов для Сибирских отделений Академии наук и ВАСХНИЛ, завода «Химконцентрат» и других организаций, а также для самого Новосибирска и его пригородов. МСУ-100 успешно справилось с прокладкой подводного дюкера через Обь, протянуло магистральную теплосеть от ТЭЦ-5 в жилые районы.

— В 1973 году, после десятилетней работы в Крыму, я был назначен начальником участка №3 МСУ-28 в Новосибирске, — рассказывает Владилен Андреевич Светиков. — Можете себе представить перемену: другая природа, другой климат. Короче, все другое. Впрочем, работникам нашего треста было не привыкать к таким «броскам» из одной части страны в другую. Наше предприятие проходило как п/я Г-4854. Мы вели строительство наружных коммуникаций Сибирского отделения ВАСХНИЛ с прокладкой водопроводного дюкера диаметром 1,020 метра через Обь. Был и второй дюкер — через Бердский залив. Также наш участок №3 отработал рассеивающий выпуск от очистных сооружений Новосибирска и провел коммуникации Института микробиологии: водопровод, канализационный коллектор и теплотрассу. Так что мы потрудились на объектах Минсредмаша СССР в самом Новосибирске и среди красот Академгородка. В 77-м моя сибирская командировка завершилась. Я был назначен главным инженером, а в 1980 году — начальником МСУ-28 и проработал в этой должности в течение 17 лет — до выхода на пенсию в 1997-м.

Некоторые подробности прокладки стальной плети дюкера, осуществленной работниками треста «Гидромонтаж» через Обь — операции сложной, изнурительной, — мне удалось обнаружить в статье Н.И. Жукова и В.Я. Гришанова под заголовком «Как это было» (газета «Производственник»).

Наша справка

Обь, крупнейшая река в Западной Сибири. Длина 3650 километров (от истока Иртыша — 5410 километров). Образуется слиянием Катуни и Бии, на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского моря, образуя дельту — свыше 4 тысяч км.кв.. Главные притоки: Васюган, Иртыш, Томь, Чулым и другие. Судоходна. На Оби расположены такие крупные города, как Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут и Салехард.

«В конце октября 1990 года МСУ-100 завершило укладку канализационного дюкера через реку Обь, — сообщали авторы статьи в трестовской газете «Производственник». — Была завершена работа, потребовавшая максимального напряжения усилий людей и техники. Достаточно сказать, что длина уложенного трубопровода составила почти 1300 метров при диаметре 1,2 метра.

Протаскивание длилось около недели в тяжелейших погодных условиях. Постоянно шел снег, скорость ветра достигала 25 метров в секунду. К этому следует добавить сильное течение реки Оби и интенсивное судоходство. Протаскивание намечалось проводить с помощью тяговой лебедки грузоподъемностью 150 тонн, но арендовать ее не удалось, и данную работу пришлось проводить бульдозером «Чебоксарец» через полиспаст. Однако ход бульдозера был ограничен, и его частые перепасовки до полного схождения блоков полиспаста значительно уменьшили скорость протаскивания.

Поначалу протаскивание шло довольно успешно: первая плеть длиной 160 метров в течение часа была в подводной траншее. Затем оно усложнилось, после наращивания четвертой плети при протаскивании лопнул тяговый трос диаметром 53 миллиметра. Окончание работ явно затягивалось. Тогда Гуменюк М.Н., руководившей данной работой, принял решение поднять «голову» плети на поверхность воды значительно раньше, чем намечалось по проекту производства работ, и тем самым разгрузить ее. После продувки трубопровода плеть пошла легче и до конца протаскивания вынужденных остановок не было. Необходимо отметить, что техника отказывала довольно часто, но люди выдерживали все испытания с честью, работали с полной отдачей сил.

Благодаря самоотверженному труду таких рабочих, как Бородин Н.Г., Тихонов Н.А., Доронин В.Н., Кузнецов А.А., Красницкий П.С, Саунин А.И., Беляев Н.М., Ушаков Ю.П., и др., ответственному отношению инженерно-технических работников, работы выполнены в срок и качественно.

Строительство подводного перехода через Обь показало, что при наличии мощных тяговых средств, при современной корректировке проекта и работ на месте их можно производить значительно дешевле, быстрее и безопасней».

Нетрудно понять, что эти работы проводились в интересах Академгородка. Стоит напомнить, что монтажники и водолазы МСУ-28 первыми покорили Ангару, проложив по ее дну подводный, стальной нефтепровод. Ими же были протянуты дюкеры разного диаметра через Енисей — для Красноярска-26, через Томь — для Томского химического комбината, через озеро Байкал.

Вообще водоводы, дюкеры — фирменный «конек» треста. Как- никак, а «Гидромонтаж». Недаром у входа в его главный офис, что в поселке Селятино, тяжело опустились на бетон и застыли, словно часовые, два крупных якоря. Чтобы логически развить эту тему, имеет смысл привести целиком статью «Бросок через Ангару», опубликованную в газете «Знамя коммунизма».

 

Наша справка

Ангара, река на юго-западе Восточной Сибири — правый, самый многоводный приток Енисея. Длина 1779 километров. Вытекает из озера Байкал. В своем верхнем и среднем течении превращена в каскад водохранилищ. Главные притоки: Иркут, Белая, Ока, Тасеева, Илим. Река судоходна от истока с перерывами у плотин Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС. Города: Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск и другие.

Итак, вот что писал ангарский корреспондент О. Зарубин: «Готовились к этому событию задолго и всесторонне. Прокладка дюкеров через реки уже давно освоена в нашей стране. Но через реки спокойные. А тут своенравная и быстрая Ангара.

— Трудновато придется, — откровенно признался прораб МСУ-28 треста «Гидромонтаж» Василий Тимофеевич Дыленок. — Главная закавыка — большое течение. Для меня это не первая прокладка. Однако в других местах было попроще.

…Но вот дана команда. Вздрогнули и пришли в движение две 40-тонные лебедки. Гигантская плеть дюкера — 650 метров — двинулась к воде. Все лето ее готовили к такому серьезному испытанию. Сваривали из труб более чем двухметрового диаметра. Изолировали, футеровали. Ведь гарантийный срок бесперебойной работы дюкера — четверть века. Навешивали через каждые четыре с половиной метра пригрузочные массивы, чтобы дюкер не снесло течением.

Плеть дюкера входит в воду, в специальную траншею. Ее выкопали поперек Ангары разными способами, даже взрывали отдельные участки дна реки. Много пришлось поработать отбойным молотком и водолазам Далбеку Ваноевичу Худиеву и Владимиру Гавриловичу Семиренко.

Все шло по графику. И вдруг… Это «вдруг» стоило участникам операции многих нервов. Оставалось метров двадцать, и дюкер вот-вот коснется другого берега, когда, не выдержав напряжения, оборвался трос на одной из лебедок. Решение пришло сразу. Ведь к такому повороту событий были на всякий случай готовы, ибо продумали все.

К месту обрыва устремился буксир капитана Виктора Михайловича Теплякова и водолазный катер капитана Сергея Александровича Липича. Быстро уходили в зеленоватое течение холодной Ангары водолазы Владимир Алексеевич Горелин, Алексей Иванович Разогреев, Андрей Владимирович Яковлев. В течение двух часов они заводили новый трос. Благодаря их самоотверженным действиям, значительно осложненным очень быстрым течением, авария была устранена. Вновь пришли в действие лебедки. И вот дюкер вначале показался из воды, а затем устало лег на грунт. Всего для путешествия по дну Ангары ему потребовалось шесть часов.

Кроме названных товарищей, в этом большая заслуга экскаваторщика Ивана Семеновича Миронцева, бульдозериста Николая Никифоровича Парфенюка, машиниста-трубоукладчика Ивана Константиновича Белозерова, автора проекта Елены Николаевны Бреславской, главного водолазного специалиста Михаила Николаевича Гуменюка и многих других.

Проложенный дюкер — самая маленькая и в то же время самая трудная частичка керосинопровода, по которому топливо пойдет из Ангарска до Иркутского аэропорта. Но, безусловно, самая трудная.

— Что теперь? — обращаюсь к В.Т. Дыленку.

— Сейчас будем засыпать протянутый трубопровод в траншее, — отвечает он. — Проведем повторное испытание. Первое было еще на суше. Неплохо было бы успеть проложить в нынешнем году и вторую плеть дюкера. Погода бы только позволила.

Дюкер после прокладки был внимательно обследован водолазом Виталием Станиславовичем Гашкусом.

— Осмотр показал, — сказал главный водолазный специалист М. Н. Гуменюк, — что дюкер лежит на проектных отметках посередине траншеи на песчаной подушке. Видимых повреждений футеровки трубопровода не обнаружено. Проверим герметичность дюкера гидравлическим испытанием с четырехкратным превышением рабочего движения.

Но это дела уже завтрашнего дня. А сегодня у всех у них большая радость. И заслуженная».

В январе 1979 года перед коллективом участка №2 МСУ-24 была поставлена задача: до начала навигации уложить через Волгу в районе города Дубна два пятисотметровых трубопровода диаметром 530 мм. Ушло на это два с половиной месяца.

Монтажники Н.Ф. Марчук, Л.В. Карлов, В.В. Казаков, электросварщики Г.В. Иванов, К.Н. Злоказов, Б.Н. Хмелевский, машинист трубоукладчика Н.Н. Бородкин и электромашинист А.П. Бородин собрали трубы в плети, выполнили их изоляцию и защитную футеровку. Дальше настал черед водолазов: А.П. Мороз, Ф.Ф. Булыженко, Ю.М. Фирсов, П.С. Щеголев, Н.И. Исаев подготовили подводную траншею для труб.

20 марта обе нитки были уложены в траншею на дно реки. Успешному выполнению задания способствовала слаженная работа всего коллектива МСУ-28. По расчету, для протаскивания трубной плети длиной 500 метров требовался трос диаметром 56 мм, способный выдержать тяговое усилие 70 тонн. Такого не нашлось, и решено было использовать две лебедки и трос диаметром 30 мм. Для уменьшения веса труб протаскивание дюкера выполнялось с установкой разгрузочных понтонов. Два дня на операцию — отличный результат!