Золото Заравшана

РУСЛАН И АННА (Ульяновский авиационный комплекс)

17 января 2005 года информационное агентство РИА «Новости» передало, что «в настоящее время обсуждается возможность возобновления производства самолета Ан-124-100 «Руслан», прерванного в 1994 году. Об этом сообщил на пресс-конференции в Ульяновске полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко.

«Борис Алешин, руководитель Агентства по промышленности, выходит с предложением возобновить производство «Русланов», — сказал Кириенко, который является председателем совета директоров ульяновского ЗАО «Авиастар-СП», выпускающего эти самолеты.

По словам полпреда, в Москве состоялось совещание, на котором обсуждалось это предложение. «Трагедии, которые произошли в Юго-Восточной Азии, показали, что аналогов такому самолету, как Ан-124 «Руслан», нет. Потребности в нем огромные, минимальная потребность, которая сейчас есть, — это 20 машин», — подчеркнул Кириенко.

И далее он сказал: «Если на «Авиа-старе» развернуть хотя бы два самолета каждый год, а впоследствии четыре-пять самолетов каждый год, это полностью решит проблемы завода». Полпред добавил, что «в данное время антикризисный период на «Авиастаре» завершен».

«В этом смысле я считаю свою работу выполненной, но теперь стоит вопрос стратегии развития», — отметил Кириенко. Он сообщил, что говорил с директором авиазавода «о том, что в ближайшее время было бы правильным, чтобы вновь избранный губернатор Ульяновской области Сергей Морозов вошел в совет директоров «Авиастара», одного из ключевых предприятий области».

Думается, что работников треста «Гидромонтаж», тех, кто был задействован на сооружении Ульяновского АПК и боролся за наилучшие показатели в социалистическом соревновании и давал план, проводя сложнейшие работы, сообщение не оставило равнодушным. Как-никак — частичка жизни, вложенная в приращение авиационной мощи нашей державы.

Ульяновск — город на берегу реки Волги. Место, где пересекаются основные транспортные магистрали и воздушные трассы из Европы и европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток и страны Азии. Здесь в 1976 году было начато строительство авиационного промышленного комплекса, названного в последствии «Авиа-стар».

Наша справка

1975 год — на основании распоряжения Совета министров Союза ССР №1784-рс от 5 августа 1975 года выпущен приказ Министерства авиационной промышленности №350 от 1 сентября того же года «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса».

1975-1976 годы — геодезическая разбивка главных корпусов и цехов завода и жилого массива в чистой степи на левом берегу Волги в районе Ульяновска. Создание базы стройиндустрии, выдача первого кубометра бетона. Возведение первых вспомогательных цехов на временных площадях, забивка первой сваи заводского корпуса.

10 июня 1976 года — официальное рождение Ульяновского авиационного промышленного комплекса.

1977-1980 годы — ввод первого пускового комплекса, рождение самолетостроительного завода, запуск технической документации на производство самолета Ан-124 «Руслан», строительство новых корпусов и цехов, начало параллельного возведения жилого комплекса и социальных объектов Нового города.

Согласно сохранившимся документам, на сооружении гиганта по выпуску самолетов семейства «Руслан» были задействованы два монтажно-строительных управления треста «Гидромонтаж» — №14 и №62. Ими были проведены весьма ответственные работы: «поставлен» механический завод и начат монтаж на объектах вертолетного завода, а также оказана большая помощь сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области.

— В 1982 году меня перевели в МСУ-62 на должность главного инженера управления, — рассказывает Иван Степанович Петрусенко, ветеран треста с 32-летним стажем. — Нам был поручен монтаж металлических конструкций, вентиляционных систем, технологических трубопроводов и сантехнических систем на ряде объектов Ульяновского АПК. Начальником МСУ-62 в то время был Анатолий Анатольевич Акулов. Часто на площадке бывал главный инженер треста Сергей Федорович Береснев.

А вот краткая характеристика, которую в разговоре со мной дал Владлен Николаевич Успенский, являвшийся с 1966-го по 1989 год заместителем главного технолога треста «Гидромонтаж»:

— При строительстве Ульяновского АПК, известного на весь мир своей продукцией, достаточно упомянуть самолет Т9-204 «Руслан», большой объем работ выполнили монтажники МСУ №14 и №62. Очень сложным оказался монтаж высотного корпуса… Был выбран вариант с вертолетом Ми-10. Проект согласовали и уточнили с вертолетной службой. Контрольный монтаж произвели на земле, а уже потом металлическую конструкцию подняли на высокую отметку здания. Корпус сдали досрочно.

Можно было, конечно, на этом и успокоиться. Ну, сложная конструкция, подняли, стало быть, ее на верхотуру. Молодцы, монтажники. На этом поставить точку. Однако профессиональное любопытство журналиста взяло верх. И вот результат: статья из трестовской газеты «Производственник», выуженная из подшивки.

«8 июня 1987 года, — сообщала она, — на инженерном корпусе Ульяновского АПК произведен монтаж декоративной структурной капсулы. Сооружение представляет собой стальную решетчатую башню, располагаемую на отметке 76,35 метра, а верх сооружения — на отметке 100 метров. Функциональное назначение башни — нести специальное помещение с баком питьевой и противопожарной воды, и для закрепления на ней молниеотвода и специальных огней. Архитектурное назначение сооружения — придать выразительный вид многоэтажному зданию.

Снаружи капсулы предусмотрены кольцевая площадка и декоративная структурная конструкция из трубчатых профилей. Изготовление деталей было поручено коллективу Опытного завода Управления производственно-технической комплектации треста, возглавляемого И.И. Чернядевым. Коллектив успешно справился с заданием.

Подготовительные работы, контрольную сборку, монтаж выполнил коллектив монтажного участка №4, начальник участка — Столяров П.К. Бригадой руководил Ключин А.Н. В короткий срок были проведены все подготовительные работы с высоким качеством.

Монтаж такого сооружения при помощи вертолета на нашей площадке выполнен впервые. Поэтому и мастер Толмачев А.В., и член бригады слесарей-монтажников Костенев С.А., электросварщики Щербаков А.Е., Адакин Н. А., машинист Горохов М.М. и другие с пониманием и серьезностью отнеслись к порученному делу, прекрасно понимая, на каком уровне они проведут подготовительные работы, с таким качеством будет и монтаж.

И вот ровно в 19.00 первый взлет вертолета Ми-10 над конструкцией… Стропальщики быстро зацепили первую часть «Капсулы», и началась ювелирная работа экипажа вертолета. На монтаж первой части конструкции потребовалось 20 минут. Слаженная работа монтажников и экипажа вертолета плюс высококачественное изготовление и сборка конструкции сократили время монтажа. На весь монтаж потребовался 1 час 30 минут вместо планируемых трех часов».

Уже упомянутый мною ветеран треста Иван Степанович Петрусенко называет фамилии людей, внесших большой вклад в строительство Ульяновского АПК. Наверное, можно было обойтись без их перечисления. Один непрошеный рецензент, ознакомившись с этой главой, сказал, что такой перечень утяжеляет повествование и отвлекает от главного — самого авиационного гиганта. Иначе говоря, «скучно будет читать». Все равно, мол, эти имена никому и ничего не говорят. Потому и нужно оставить их за скобками. Выслушав его, я решила поступить иначе: вот они — те люди, без которых Ульяновский АПК не стал бы «Авиастаром». Теперь эти имена будут «говорить».

— В длительных командировках на объекте, — вспоминает И.С. Петрусенко, — находились Евгений Петрович Назаров, Герман Владимирович Фалк, Владлен Николаевич Успенский, Виктор Васильевич Кузин. На продолжительное время к нам был прикомандирован Николай Тимофеевич Глебов — бригадир слесарей-монтажников, и многие другие. Большую практическую помощь оказывали главный технолог треста Алексей Степанович Кирный, главный механик «Гидромонтажа» Филипп Тимофеевич Филоненко и заместитель главного инженера треста по ульяновской площадке Леонид Александрович Столяров.

По словам И.С. Петрусенко, необходимо вспомнить руководителей монтажных участков. Вот их имена: Владимир Иванович Завадский, Алексей Кузьмич Семенов, Николай Кузьмич Голяков, Вячеслав Николаевич Хохлов, Александр Михайлович Лазарев, Юрий Дмитриевич Лошкарев, Владимир Иванович Дуданец, главный механик Анатолий Николаевич Емелин.

Бессменным заместителем начальника управления в Ульяновске был Василий Филиппович Коряков. Монтажными работами на ульяновской площадке руководили опытные бригадиры: Борис Ефимович Карпов, Владимир Александрович Попов, Анатолий Яковлевич Шнайдер, Анвар Хайдарович Туктаров.

— Работы по своевременной технической проработке проектов, подготовке заказов на изготовление металлических конструкций, систем вентиляции, узлов технологических трубопроводов и сантехнических систем проводил производственно-технический отдел, — продолжает И.С. Петрусенко. — Его руководители Валерий Васильевич Химченко и Галина Дмитриевна Иванова были моей надежной опорой.

При монтаже вентиляционных систем главного корпуса РМЗ на отметке +30, в пространстве между фермами, специалисты треста «Гидромонтаж» использовали оригинальное рационализаторское предложение «Катучие подмостки». Благодаря этому работу сделали в срок и с хорошим качеством.

Поразительная память у Ивана Степановича — он с теплотой поименно говорит о многих своих товарищах. Лично я встречала только одного человека, который помнил буквально всех и вся, — это Герой Советского Союза генерал-майор Зайцев Геннадий Николаевич, командовавший легендарной Группой «А» КГБ-ФСБ на протяжении почти 14 лет. Причем дважды. Его феноменальная память на события, фамилии и даты поражает. Не отстает от него и ветеран треста:

— На площадке в Ульяновске мы применили ряд технических новинок при сварке пластмассовых, нержавеющих и титановых трубопроводов. Прекрасно трудились опытные водители — операторы автомобильных подъемников, МШТС — при их помощи проводились монтажные работы на высоте. С благодарностью вспоминаю водителя автобуса Сергея Серебрякова, а также трудолюбивых шоферов легковых автомобилей — Виталия Улаева и Виталия Мальцева.

Спасибо им всем.

Наша справка

30 октября 1985 года осуществлен полет первого военно-транспортного самопета Ан-124 «Руслан».

1986-1990 года — сдача 1-й очереди завода, запуск в производство пассажирского самолета Ту-204.

17 августа 1990 года — первый полет выпущенного на УАПК самолета Ту-204, положившего начало созданию целого семейства пассажирских и грузовых самолетов.

6 июня 1991 года — полет первого серийного гражданского самолета Ан-124-100 «Руслан».

1992 год — преобразование УАПК имени Д.Ф. Устинова в акционерное общество «Авиастар».

12 февраля 1993 года — выпущен первый магистральный грузовой самолет Ту-204С с двигателями ПС-90А.

11 июня 1993 года — впервые на международной выставке в «Ле-Бурже» (Франция) представлен выпущенный в ОАО «Авиастар» пассажирский самолет Ту-204 с двигателями «Rolls-Royce».

8 октября 1993 года — Авиационный регистр МАК выдал ОАО «Авиастар» «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск самолетов Ан-124-100 «Руслан».

29 мая 1995 года — Авиарегистр МАК выдал «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204.

16 августа 1995 года — выпущен первый магистральный пассажирский самолет Ту-204-100 с двигателями ПС-90А.

1 октября 1998 года — выпущен первый пассажирский самолет Ту-204-120 с двигателями «Rolls-Royce» в рамках долгосрочного международного контракта с египетской компанией «Kato Aromatic».

К 2000 году все модификации пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204: Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-120, Ту-204-120С — сертифицированы АР МАК России.

2001 год — на международной выставке «МАКС-2001» президент Владимир Путин посетил самолет Ту-204-100.

В номере от 20 октября 1982 года «Ульяновский комсомолец» писал: «Приглашаются на работу. В Ульяновске ведется строительство гиганта одиннадцатой пятилетки — Авиационного промышленного комплекса. Строительство объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В связи с сооружением комплекса быстрыми темпами строится новая часть города, которая расположена на берегу Куйбышевского водохранилища. Она завершится большим живописным парком и красивой набережной…»

Анатолий Борзов, в годы строительства УАПК — проектировщик НИИ «Авиапрома», с горечью сетует: «К сожалению, ни большой живописный парк, ни красивая набережная достроены не были. Да что там набережная, даже центр Нового города так и не построили. Он должен был располагаться на территории Куйбышевского водохранилища. Да-да, по проекту предполагалось намывать территорию по итальянскому варианту. То есть в результате Новый город должен был стать чем-то вроде волжской Венеции со своими каналами, мостами… Должен был.

Но проект строительства Нового города выполнен от силы процентов на тридцать. Собственно говоря, практически ничего, кроме жилого массива, мы так и не построили». Почему? Ответ известен, и имя ему — горбачевская перестройка. Но, честно говоря, я бы хотела закончить главу на иной ноте.

— Время неустанно движется вперед, годы летят, — говорит Иван Степанович Петрусенко, наш авторитетный гид по ульяновской площадке. — В начале 89-го я в звании подполковника-инженера ушел в запас. Уже 15 лет живу в Наро-Фоминске и до сих пор продолжаю трудиться в Селятино. Все эти годы вместе со мной все тяготы жизни делила моя верная супруга Аня. И я хочу в ее лице выразить огромную благодарность женам моих сослуживцев и товарищей по работе. Они, наши дорогие спутницы, безропотно следовали за нами по жизни, обеспечивая надежный тыл, часто жертвуя собственной карьерой — ради семейного благополучия. Это дорогого стоит. За окнами XXI век. Уже другая Россия. Выросли дети, подрастают внуки. Жизнь продолжается.

19 комментариев к «Золото Заравшана»

  1. Этот бред сначала на одном ресурсе лежал, теперь на этом… Я люблю тебя, Заречный!

  2. Писал человек совершенно незнакомый с нашим городом. Про бомжей вообще бредятина — долго смеялся.

  3. Да-а-а… давно такого «остросюжетного» романчика не читала. Статья вся пропитана «желтизной». В общем, по мне все это чушь полнейшая!! Я родилась и выросла в этом замечательном городе!!! Сейчас живу в Литве. Никаких трудностей с выездом, продажей квартиры не было!! А о людях этого города, начиная с высокопоставленных чиновников и заканчивая простыми работниками… все они отличаются лишь тем, что каждый выполняет СВОЮ работу (то, что должен делать каждый!!). А об их человеческих качествах могу сказать лишь только хорошее.

  4. Хотя везде есть разные люди — и в «закрытых» и в остальных городах и странах!! Стена — лишь способ оградить этот небольшой, зеленый, красивый, ухоженный городок от той грязи, которую часто мы наблюдаем в больших городах. Нужно не спорить о том, что открывать или закрывать, а думать и делать все для того, чтобы и остальные города были такими же красивыми и добрыми!!! Расти, мой город детства! Развивайся… радуй своими успехами! Я тебя никогда не забуду!!!

  5. Не забуду тех роз, которые всегда цвели в этом городе, не забуду тех сосен, которые украшают тебя. Не забуду тех прудов, которые умиротворяют тебя. Не забуду тех добрых и веселых людей, с которыми я вместе жила. Не забуду школы №217 (моя первая школа) и №221 и вас, милые и дорогие учителя. Спасибо вам за все!! И спасибо тем, кто беспокоился о нашей безопасности, тогда и сейчас! Спасибо вам, солдаты, офицеры. С праздником вас, Днем Защитника Отечества. Спасибо руководителям города!!! Благодаря вам есть этот город!!! Удачи вам, успеха во всем и побольше улыбок и благодарности от людей! И, если честно, у меня есть такая мечта: когда-нибудь вновь увидеть свой город и с улыбкой пройтись по его таким родным и близким улицам. До встречи… мой любимый город!!!

  6. Всю жизнь проживаю в Заречном… Да, действительно, машина в город заезжала… И было это по халатности охраны. В остальном — это статья человека, который практически не знает город. А хмурые лица в автобусах и бомжи — это полный бред. Такое впечатление, что автор специально собирает совершенно абсурдные сплетни о городе.

  7. Н-да. Случайно наткнулся на эту статью — долго смеялся. Даже друзей обзвонил, чтобы повеселились. Автор либо не был в городе совсем и нахватался сплетен, либо, наоборот, был и, сравнив увиденное со своим местом обитания, написал это от зависти. Понятно, что Заречный не является исключением из славной «семейки» городов ЗАТО. Он как будто создан для того, чтобы вызывать зависть у таких неотесанных деревенщин, каковым, несомненно, является автор: чистый, красивый город, с развитой экономикой, широкими улицами и ухоженными парками, по-московски модными магазинами и более высоким уровнем жизни, чем в среднем по стране.

  8. Больше всего порадовало заявление о невыездных его жителях — видимо, в противопоставление тому, что автор «невъездной». В общем, правильно, таким «товарищам» в городе делать нечего. А у тех, кто в городе живет, никаких проблем с загранпаспортами и визами нет. Были, конечно, в советское время, но тогда они были у всех… Уважаемый автор, хотелось бы знать, что вы прочитали этот комментарий и со злости удавились (только не вздумайте топиться, все равно всплывете)!

  9. Да, бред про город, конечно, знатный. Бетонный забор в три метра вокруг всего города, бомжи, съевшие всех собак. Вася Пупкин, теперь — о УЖАС!!! — ставший невыездным!!! А началось-то все вот с «впечатления» бывшей жительницы города со встречи выпускников класса. Производят впечатление самогипноза: «я счастлива, что вырвалась отсюда… я очень счастлива… я ни о чем не жалею…» Потом уже эту статью слегка подредактировали и растиражировали.

  10. Вот это бред!!!! 24 года прожил в Заречном, может, я ничего не знал, не видел… бред 100%. Немного скучно, но лишь от того, что мало развлекательных заведений, но есть Пенза! Вход-выход «открыт» (для зареченцев), пропуска — формальность, люди нормальные:

  11. Самое главное, что таких городов — один на миллион! И люди гордятся тем, что живут здесь! Нигде не бывает 100-процентного удовлетворения, где бы ты ни жил, но суть в том, что здесь хочется жить и воспитывать своих детей! Это лучший город в мире! А по поводу статьи, это просто восприятие левого человека, который никогда не был здесь, а просто слышал от кого-то что-то. Не стоит воспринимать это всерьёз.

  12. Родился и вырос в Пензе-19. Один из красивейших городов, не своей архитектурой, конечно, а банальным отсутствием грязи на улицах и сосновым лесом, который почти не вырубался при застройке. Тем, кто не жил в закрытых городах, не понять. А мне просто нравится иногда приезжать в город и гулять ночью по пустым улицам. В таком городе не страшно воспитывать детей, в таком городе вообще ничего не страшно.

  13. Если все-таки столько патриотов нашего города — значит, что-то в этом есть. Провести детство в наши светлые социалистические времена в нашем городе было действительно счастье. Мне всегда, даже в детстве, хотелось уехать далеко-далеко. Все сбылось, и все-таки мысленно, и не только, навещаю родителей, возвращаясь сюда. Как и во всей стране, проблемы те же. Богатство и крайняя бедность. И камни разрушаются — те, что в парке. Дороги из бетонных плит. И как-то понимаешь, что стареешь. Не знаю, хоть когда-то мне и было душно от скуки маленького города, где все друг друга знают, со временем понимаешь, что сутолока больших городов ничуть не лучше.

  14. А статья, конечно, липа полная. Ну, не открывают — и что теперь. Жаль, что не могу мужа привезти — он иностранец. А для людей — просто спокойней. Хотя, если откроют, — то тоже ничего не произойдет. Пишите, кто живет в Германии из Заречного?

  15. Живу и учусь в Заречном, статья полный бред. Ее, наверное, писал какой-нибудь пензенский, который очень завидует, что он живет не в Заречном, а в Пензе, а попасть у него в Заречный не получается. Вот он и бесится.

  16. мне повезло по жизни с 1961г ло 2000г учавствовал в строительстве заводов игрупповых водоводов на моих глазах вырос г степногорск награждён о ленина работал эл сварщиком а так же командировки юрга лаэс игналина ангарск саянск табошары эти работы вёл наш трест гидромонтаж селятино всегда помню пя3707 пя20 и мсу 29 коллектив и руководителей которые упомянуты в статье большое спасибо михаил як …

Обсуждение закрыто.