Золото Зарафшана

РУСЛАН И АННА (Ульяновский авиационный комплекс)

17 января 2005 года информационное агентство РИА «Новости» передало, что «в настоящее время обсуждается возможность возобновления производства самолета Ан-124-100 «Руслан», прерванного в 1994 году. Об этом сообщил на пресс-конференции в Ульяновске полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко.

«Борис Алешин, руководитель Агентства по промышленности, выходит с предложением возобновить производство «Русланов», — сказал Кириенко, который является председателем совета директоров ульяновского ЗАО «Авиастар-СП», выпускающего эти самолеты.

По словам полпреда, в Москве состоялось совещание, на котором обсуждалось это предложение. «Трагедии, которые произошли в Юго-Восточной Азии, показали, что аналогов такому самолету, как Ан-124 «Руслан», нет. Потребности в нем огромные, минимальная потребность, которая сейчас есть, — это 20 машин», — подчеркнул Кириенко.

И далее он сказал: «Если на «Авиа-старе» развернуть хотя бы два самолета каждый год, а впоследствии четыре-пять самолетов каждый год, это полностью решит проблемы завода». Полпред добавил, что «в данное время антикризисный период на «Авиастаре» завершен».

«В этом смысле я считаю свою работу выполненной, но теперь стоит вопрос стратегии развития», — отметил Кириенко. Он сообщил, что говорил с директором авиазавода «о том, что в ближайшее время было бы правильным, чтобы вновь избранный губернатор Ульяновской области Сергей Морозов вошел в совет директоров «Авиастара», одного из ключевых предприятий области».

Думается, что работников треста «Гидромонтаж», тех, кто был задействован на сооружении Ульяновского АПК и боролся за наилучшие показатели в социалистическом соревновании и давал план, проводя сложнейшие работы, сообщение не оставило равнодушным. Как-никак — частичка жизни, вложенная в приращение авиационной мощи нашей державы.

Ульяновск — город на берегу реки Волги. Место, где пересекаются основные транспортные магистрали и воздушные трассы из Европы и европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток и страны Азии. Здесь в 1976 году было начато строительство авиационного промышленного комплекса, названного в последствии «Авиа-стар».

Наша справка

1975 год — на основании распоряжения Совета министров Союза ССР №1784-рс от 5 августа 1975 года выпущен приказ Министерства авиационной промышленности №350 от 1 сентября того же года «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса».

1975-1976 годы — геодезическая разбивка главных корпусов и цехов завода и жилого массива в чистой степи на левом берегу Волги в районе Ульяновска. Создание базы стройиндустрии, выдача первого кубометра бетона. Возведение первых вспомогательных цехов на временных площадях, забивка первой сваи заводского корпуса.

10 июня 1976 года — официальное рождение Ульяновского авиационного промышленного комплекса.

1977-1980 годы — ввод первого пускового комплекса, рождение самолетостроительного завода, запуск технической документации на производство самолета Ан-124 «Руслан», строительство новых корпусов и цехов, начало параллельного возведения жилого комплекса и социальных объектов Нового города.

Согласно сохранившимся документам, на сооружении гиганта по выпуску самолетов семейства «Руслан» были задействованы два монтажно-строительных управления треста «Гидромонтаж» — №14 и №62. Ими были проведены весьма ответственные работы: «поставлен» механический завод и начат монтаж на объектах вертолетного завода, а также оказана большая помощь сельскохозяйственным предприятиям Ульяновской области.

— В 1982 году меня перевели в МСУ-62 на должность главного инженера управления, — рассказывает Иван Степанович Петрусенко, ветеран треста с 32-летним стажем. — Нам был поручен монтаж металлических конструкций, вентиляционных систем, технологических трубопроводов и сантехнических систем на ряде объектов Ульяновского АПК. Начальником МСУ-62 в то время был Анатолий Анатольевич Акулов. Часто на площадке бывал главный инженер треста Сергей Федорович Береснев.

А вот краткая характеристика, которую в разговоре со мной дал Владлен Николаевич Успенский, являвшийся с 1966-го по 1989 год заместителем главного технолога треста «Гидромонтаж»:

— При строительстве Ульяновского АПК, известного на весь мир своей продукцией, достаточно упомянуть самолет Т9-204 «Руслан», большой объем работ выполнили монтажники МСУ №14 и №62. Очень сложным оказался монтаж высотного корпуса… Был выбран вариант с вертолетом Ми-10. Проект согласовали и уточнили с вертолетной службой. Контрольный монтаж произвели на земле, а уже потом металлическую конструкцию подняли на высокую отметку здания. Корпус сдали досрочно.

Можно было, конечно, на этом и успокоиться. Ну, сложная конструкция, подняли, стало быть, ее на верхотуру. Молодцы, монтажники. На этом поставить точку. Однако профессиональное любопытство журналиста взяло верх. И вот результат: статья из трестовской газеты «Производственник», выуженная из подшивки.

«8 июня 1987 года, — сообщала она, — на инженерном корпусе Ульяновского АПК произведен монтаж декоративной структурной капсулы. Сооружение представляет собой стальную решетчатую башню, располагаемую на отметке 76,35 метра, а верх сооружения — на отметке 100 метров. Функциональное назначение башни — нести специальное помещение с баком питьевой и противопожарной воды, и для закрепления на ней молниеотвода и специальных огней. Архитектурное назначение сооружения — придать выразительный вид многоэтажному зданию.

Снаружи капсулы предусмотрены кольцевая площадка и декоративная структурная конструкция из трубчатых профилей. Изготовление деталей было поручено коллективу Опытного завода Управления производственно-технической комплектации треста, возглавляемого И.И. Чернядевым. Коллектив успешно справился с заданием.

Подготовительные работы, контрольную сборку, монтаж выполнил коллектив монтажного участка №4, начальник участка — Столяров П.К. Бригадой руководил Ключин А.Н. В короткий срок были проведены все подготовительные работы с высоким качеством.

Монтаж такого сооружения при помощи вертолета на нашей площадке выполнен впервые. Поэтому и мастер Толмачев А.В., и член бригады слесарей-монтажников Костенев С.А., электросварщики Щербаков А.Е., Адакин Н. А., машинист Горохов М.М. и другие с пониманием и серьезностью отнеслись к порученному делу, прекрасно понимая, на каком уровне они проведут подготовительные работы, с таким качеством будет и монтаж.

И вот ровно в 19.00 первый взлет вертолета Ми-10 над конструкцией… Стропальщики быстро зацепили первую часть «Капсулы», и началась ювелирная работа экипажа вертолета. На монтаж первой части конструкции потребовалось 20 минут. Слаженная работа монтажников и экипажа вертолета плюс высококачественное изготовление и сборка конструкции сократили время монтажа. На весь монтаж потребовался 1 час 30 минут вместо планируемых трех часов».

Уже упомянутый мною ветеран треста Иван Степанович Петрусенко называет фамилии людей, внесших большой вклад в строительство Ульяновского АПК. Наверное, можно было обойтись без их перечисления. Один непрошеный рецензент, ознакомившись с этой главой, сказал, что такой перечень утяжеляет повествование и отвлекает от главного — самого авиационного гиганта. Иначе говоря, «скучно будет читать». Все равно, мол, эти имена никому и ничего не говорят. Потому и нужно оставить их за скобками. Выслушав его, я решила поступить иначе: вот они — те люди, без которых Ульяновский АПК не стал бы «Авиастаром». Теперь эти имена будут «говорить».

— В длительных командировках на объекте, — вспоминает И.С. Петрусенко, — находились Евгений Петрович Назаров, Герман Владимирович Фалк, Владлен Николаевич Успенский, Виктор Васильевич Кузин. На продолжительное время к нам был прикомандирован Николай Тимофеевич Глебов — бригадир слесарей-монтажников, и многие другие. Большую практическую помощь оказывали главный технолог треста Алексей Степанович Кирный, главный механик «Гидромонтажа» Филипп Тимофеевич Филоненко и заместитель главного инженера треста по ульяновской площадке Леонид Александрович Столяров.

По словам И.С. Петрусенко, необходимо вспомнить руководителей монтажных участков. Вот их имена: Владимир Иванович Завадский, Алексей Кузьмич Семенов, Николай Кузьмич Голяков, Вячеслав Николаевич Хохлов, Александр Михайлович Лазарев, Юрий Дмитриевич Лошкарев, Владимир Иванович Дуданец, главный механик Анатолий Николаевич Емелин.

Бессменным заместителем начальника управления в Ульяновске был Василий Филиппович Коряков. Монтажными работами на ульяновской площадке руководили опытные бригадиры: Борис Ефимович Карпов, Владимир Александрович Попов, Анатолий Яковлевич Шнайдер, Анвар Хайдарович Туктаров.

— Работы по своевременной технической проработке проектов, подготовке заказов на изготовление металлических конструкций, систем вентиляции, узлов технологических трубопроводов и сантехнических систем проводил производственно-технический отдел, — продолжает И.С. Петрусенко. — Его руководители Валерий Васильевич Химченко и Галина Дмитриевна Иванова были моей надежной опорой.

При монтаже вентиляционных систем главного корпуса РМЗ на отметке +30, в пространстве между фермами, специалисты треста «Гидромонтаж» использовали оригинальное рационализаторское предложение «Катучие подмостки». Благодаря этому работу сделали в срок и с хорошим качеством.

Поразительная память у Ивана Степановича — он с теплотой поименно говорит о многих своих товарищах. Лично я встречала только одного человека, который помнил буквально всех и вся, — это Герой Советского Союза генерал-майор Зайцев Геннадий Николаевич, командовавший легендарной Группой «А» КГБ-ФСБ на протяжении почти 14 лет. Причем дважды. Его феноменальная память на события, фамилии и даты поражает. Не отстает от него и ветеран треста:

— На площадке в Ульяновске мы применили ряд технических новинок при сварке пластмассовых, нержавеющих и титановых трубопроводов. Прекрасно трудились опытные водители — операторы автомобильных подъемников, МШТС — при их помощи проводились монтажные работы на высоте. С благодарностью вспоминаю водителя автобуса Сергея Серебрякова, а также трудолюбивых шоферов легковых автомобилей — Виталия Улаева и Виталия Мальцева.

Спасибо им всем.

Наша справка

30 октября 1985 года осуществлен полет первого военно-транспортного самопета Ан-124 «Руслан».

1986-1990 года — сдача 1-й очереди завода, запуск в производство пассажирского самолета Ту-204.

17 августа 1990 года — первый полет выпущенного на УАПК самолета Ту-204, положившего начало созданию целого семейства пассажирских и грузовых самолетов.

6 июня 1991 года — полет первого серийного гражданского самолета Ан-124-100 «Руслан».

1992 год — преобразование УАПК имени Д.Ф. Устинова в акционерное общество «Авиастар».

12 февраля 1993 года — выпущен первый магистральный грузовой самолет Ту-204С с двигателями ПС-90А.

11 июня 1993 года — впервые на международной выставке в «Ле-Бурже» (Франция) представлен выпущенный в ОАО «Авиастар» пассажирский самолет Ту-204 с двигателями «Rolls-Royce».

8 октября 1993 года — Авиационный регистр МАК выдал ОАО «Авиастар» «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск самолетов Ан-124-100 «Руслан».

29 мая 1995 года — Авиарегистр МАК выдал «Свидетельство об одобрении производства» на выпуск пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204.

16 августа 1995 года — выпущен первый магистральный пассажирский самолет Ту-204-100 с двигателями ПС-90А.

1 октября 1998 года — выпущен первый пассажирский самолет Ту-204-120 с двигателями «Rolls-Royce» в рамках долгосрочного международного контракта с египетской компанией «Kato Aromatic».

К 2000 году все модификации пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204: Ту-204-100, Ту-204С, Ту-204-120, Ту-204-120С — сертифицированы АР МАК России.

2001 год — на международной выставке «МАКС-2001» президент Владимир Путин посетил самолет Ту-204-100.

В номере от 20 октября 1982 года «Ульяновский комсомолец» писал: «Приглашаются на работу. В Ульяновске ведется строительство гиганта одиннадцатой пятилетки — Авиационного промышленного комплекса. Строительство объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В связи с сооружением комплекса быстрыми темпами строится новая часть города, которая расположена на берегу Куйбышевского водохранилища. Она завершится большим живописным парком и красивой набережной…»

Анатолий Борзов, в годы строительства УАПК — проектировщик НИИ «Авиапрома», с горечью сетует: «К сожалению, ни большой живописный парк, ни красивая набережная достроены не были. Да что там набережная, даже центр Нового города так и не построили. Он должен был располагаться на территории Куйбышевского водохранилища. Да-да, по проекту предполагалось намывать территорию по итальянскому варианту. То есть в результате Новый город должен был стать чем-то вроде волжской Венеции со своими каналами, мостами… Должен был.

Но проект строительства Нового города выполнен от силы процентов на тридцать. Собственно говоря, практически ничего, кроме жилого массива, мы так и не построили». Почему? Ответ известен, и имя ему — горбачевская перестройка. Но, честно говоря, я бы хотела закончить главу на иной ноте.

— Время неустанно движется вперед, годы летят, — говорит Иван Степанович Петрусенко, наш авторитетный гид по ульяновской площадке. — В начале 89-го я в звании подполковника-инженера ушел в запас. Уже 15 лет живу в Наро-Фоминске и до сих пор продолжаю трудиться в Селятино. Все эти годы вместе со мной все тяготы жизни делила моя верная супруга Аня. И я хочу в ее лице выразить огромную благодарность женам моих сослуживцев и товарищей по работе. Они, наши дорогие спутницы, безропотно следовали за нами по жизни, обеспечивая надежный тыл, часто жертвуя собственной карьерой — ради семейного благополучия. Это дорогого стоит. За окнами XXI век. Уже другая Россия. Выросли дети, подрастают внуки. Жизнь продолжается.