Золото Заравшана

«ТЕХНОПОЛИС НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ» (Арзамас-16)

Сейчас уже трудно сказать, какими именно соображениями руководствовались ответственные товарищи в Москве, когда принимали решение — «прописать» первый и главный атомград в непосредственной близости от Саровского монастыря. Но факт остается фактом: Арзамас-16 встал корпусами там, где «стяжал дух смирен» великий старец Серафим, при впадении речки Саровки в реку Сатис, приток Мокшы. Кусок красивой земли, выгороженный двумя рядами колючей проволоки в пять метров высотой, с тремя КПП, попытались вырвать не только из естественного ландшафта, но и всего сакрального пространства России. Ведь 100 верст дальше, 100 ближе — для масштабов нашей страны не играет роли. Неужели действительно все для того, чтобы никто не мог придти поклониться этим святым местам?…

Закрытый атомный город с прежним, известным всему миру названием Арзамас-16, живет в двух измерениях: Сарове и Кремлёве. И также в двух мирах существует бывший НИИ экспериментальной физики Минсредмаша СССР, а ныне — Федеральный ядерный центр, к сооружению которого приложили свои руки работники треста «Гидромонтаж».

Ныне эта территория площадью примерно 300 км.кв. имеет форму рубленого овала и охраняется частями внутренних войск: патрули, вышки, прожектора, пулеметы, собаки, камеры слежения. Складывается впечатление, что город затерян не в пространстве, а вне его. У жителей и прописка-то была в паспорте московская, а если точнее — «кремлёвская»: «Москва, Центр-300». Впрочем, наименование Кремлев возникло еще до войны. В служебной корреспонденции тех лет встречается любопытный адрес: «г. Горький, Кремль, 2». А вот специалисты Крайпроекта, которые не посещали этих места, в переписке допускали и такие вольности в названии, как «Сарова» и «Сарово».

Наша справка

9 апреля 1946 года вышло постановление правительства Союза ССР о создании КБ-11- центра по разработке атомного оружия. Первым директором был назначен П.М. Зернов, главным конструктором и научным руководителем — академик Ю.Б. Харитон.

3 марта 1949 года — постановление Совета Министров СССР о создании первого серийного завода по производству ядерного оружия, ныне — ЭМЗ «Авангард».

17 марта 1954 года — Президиум Верховного Совета РСФСР постановил создать город областного подчинения с закрытым наименованием Кремлёв. Название Арзамас-16 появилось позднее.

25 мая 1957 года — создание на базе завода №551 КБ-11 электромеханического завода «Авангард» для производства элементов ядерного оружия (директор — М.А. Григорьев).

1965 год — на ЭМЗ «Авангард» при участии сотрудников ВНИИНМ изготовлены два полониевых тепловых блока «Орион», успешно использованные на спутниках «Космос-84» и «Космос-90».

Многие обитатели режимного Арзамаса-16, вроде бы искренне почитая преподобного Серафима, тем не менее убеждены, что своей духовной работой он готовил «Место для Объекта». Такая вот странная, даже опасная духовная аберрация, связанная с подменой Русского Православия культом научной секретности с претензией на особую миссию. Кремлев стоит в фазовом советском пространстве, а не живет в естественном ландшафте. Никто, конечно, не отнимает у города физиков и инженеров его особой исторической роли, связанной с важнейшей государственной задачей — защитой нашего Отечества и созданием ядерного щита страны. Однако эксплуатация образа «технополис на святой земле» режет слух своей лукавой фальшью. Ведь сказано: «Отдайте Богу богово, а кесарю кесарево…»

Здесь совершенно серьезно сравнивают историю Саровского монастыря и ядерного центра. Первый, мол, называли «академией монашества», а второй — кузницей кадров для предприятий атомной промышленности Советского Союза. Далее. В обители чернецы имели возможность проявить свои способности и таланты — и в Арзамасе-16, где работали и работают маститые ученые, была возможность для широкого научного поиска и инженерного творчества.

Некоторые местные авторы отмечают и такую общую, по их мнению, черту: отдаленность от внешнего мира, обособленность. Монастырь охранялся инвалидной военной командой и жил по своему строгому уставу. Вот и закрытый город, дескать, имеет жесткий периметр, который нельзя пересечь ни в ту, ни в другую сторону, без выполнения строгих предписаний. И при этом и монастырь, и ядерный центр связывали и связывают с внешним миром тысячи нитей.

А еще носители «атомного православия» выставляют такой аргумент: окрестные земли императрица Анна Иоановна закрепила за монастырем по специальному указу «не в пример другим». И правила землепользования Кремлева тоже особые. Как будто в России не существует других закрытых городов.

Лично мне близки другие образы. Первый фиксирует, как нельзя лучше, прошлое этого изуродованного, оскверненного места: верх надвратной колокольни с крестом «срезан», на верхушке установлена антенна. Так самая высокая точка в городе (81 метр) стала ретранслятором радио и телевидения. Наступили новые времена, крест водрузили на место. Но чтобы вернуть колокольню Церкви, нужно… построить телебашню, а это очень дорогое удовольствие.

Второй образ. В нынешнем Федеральном атомном центре освоили старинную технологию литья церковных колоколов. Для их создания используются методы расчетов безопасности ядерных реакторов.

К счастью, работники треста «Гидромонтаж», которые были задействованы на различных объектах Арзамаса-16, не страдали переизбытком чувств на почве осознания своей сакральной научно-технической миссии. Они работали вахтовым методом, выполняя поставленные перед ними задачи, и, в отличие от нынешних адептов «атомного православия», особо не задумывались о высоких материях.

Из истории этих мест они знали, что с 1928 года до осени 38-го здесь размещалась «Саровская трудовая колония». За это время монастырское имущество было растащено и загублено. После того, как вывезли малолетних преступников, на территории бывшего «Сарлага» было принято решение строить завод. Постановление Совнаркома Союза ССР от 12 октября 1938 года определило его профиль — «производство станков легкого типа ковочных и холодновысадочных машин». Во время войны завод выпускал корпуса снарядов для гвардейских минометов — знаменитых «катюш».

В 1971-1986 годах МСУ-65 под руководством Арнольда Ивановича Борисенко, Евгения Власовича Пушкина, а впоследствии Агата Агаповича Бурнашева, выполнило большой комплекс сложных работ на всех научных и промышленных объектах (заводы №1 и №3), а также в жилом массиве, где протянулись наружные сети тепло-, водо- и газоснабжения и канализации атомграда.

Помимо работ на саровской площадке, МСУ-65 участвовало в строительстве институтов «Микроэлектроника» и «ЭПФАН» в городе Горьком и местной станции теплоснабжения, завода «Жемчуг» Министерства судостроительной промышленности. Управлением были смонтированы газопроводы в ряде районов Нижегородской области, Мордовской АССР, выполнены значительные объемы работ при сооружении и переоборудовании многочисленных объектов сельского хозяйства.

— Очень ответственной была командировка в Арзамас-16 на строительство ядерного центра и водовода через реку Сатис, — вспоминал Глеб Александрович Макшаков. — Дисциплина на сооружении этого объекта требовалась железная, и за малейший промах надо было отвечать. Люди работали на совесть, вкладывая в дело все свое мастерство и умение.

Петр Григорьевич Рудаков находился в Арзамасе-16 в более поздний период. В 1973-1974 годах он работал инженером МСУ-65 на реконструкции ВНИИ экспериментальной физики. Ветеран треста вспоминает фамилии некоторых работников, производивших уникальные работы на этом секретном объекте: начальники участков Анатолий Алексеевич Попов, Александр Яковлевич Исаев, Клавдия Васильевна Шарова, бригадиры Леонид Антоненко и Алексей Семенович Демченко, бульдозерист Жора Николаевич Бабаян.

Собирая материалы об участии треста «Гидромонтаж» в работах на территории Арзамаса-16, я прямо-таки напоролась на мнение, которое просто обескураживает.

— Да знаем мы этот трест «Хитромонтаж», — рубанул с плеча один мой собеседник. — Вот они теперь в нашем поселке Селятино храм Серафиму Саровскому строят. Видать, грехи замаливают. А вы знаете, что именно этот самый трест разрушил Ближнюю пустыньку старца Серафима? Точнее построил плотину, а та и привела к затоплению и самой пустыньки, и Серафимова колодца. Трестов в Союзе было много, но только один так крупно «отличился». Вот и думайте, какова его роль…

Мне не давали покоя его слова. И вот что выяснилось. В 1960-1961 годах специалисты предприятия п/я 1605 под руководством уже упомянутого выше инженера Г.А. Макшакова выполняли там сложные подводно-технические работы при прокладке трубопроводов по дну рек Сатис и Саровка, подводному бетонированию днища главной городской насосной станции. Там же были смонтированы водопонизительные установки при сооружении плотины через реку Сатис.

Вроде бы обычные работы, в пределах проектного задания, в интересах обороны страны. Но не все то, что направлено на безопасность государства, бывает на благо. Не все и не всегда. Реки Сатис и Саровка относятся к заповедной зоне православного христианства. Вторжение или нанесение им вреда — тяжкий грех. А ведь сооружение плотины как раз и привело к затоплению святыни, почитавшейся миллионами людей.

Стоп-стоп. Мое внимание зацепилось за название реки — Сатис. Насколько известно, Ближняя пустынька отца Серафима находилась на реке Саровка. Какая-то нестыковка. Чтобы прояснить этот вопрос, мне пришлось повести мини-расследование и самым тщательным образом проштудировать источники.

Начнем с истории. Местная вода, проходившая на своем пути многочисленные природные фильтры, поражала современников своей чистотой и вкусовыми качествами. Река Саровка, по характеристике 1855 года, «кроме натурального своего течения большею частию наполняется из родников, находящихся по правую сторону оной и вытекающих из гор». А вот из Сатиса, где впоследствии работал трест, монахи воду для питья не употребляли, так как река текла из болотистых мест, отчего вода в ней была мутной и невкусной.

Наша справка

В честь двух рек монастырь получил свое первое название: Сатисо-градо-Саровская пустынь. Слово «градо» означает, что обитель возникла на месте древних, брошенных обитателями «градов». Пустынь означает в «пустом» месте, то есть вдали от населенных пунктов. Считается, что «Саров» — слово мордовского происхождения. Сар — «заболоченное место» и переводится как «развила, приток». Сатис — название из двух татарских слов: Сан — мелкая и тиз — быстрая.

10 июля 1938 года пробы, взятые в Саровке «правее Северного моста в 75 м», не обнаружили солей серебра, — так пришел конец легенде, повествующей о якобы высокой концентрации этого металла. Секрет особых свойств заключается в природной чистоте. Иначе говоря, в берегах реки Саровки плескалась настоящая колодезная вода. Вот почему батюшка Серафим устроил в этом месте колодец.

Между его Дальней пустынькой и монастырем располагалась Ближняя пустынька. Она стояла на горе — над речкой Саровкой. После смерти старца — самое посещаемое место. Здесь находился источник, а впоследствии была сделана купальня. Именно сюда стремились попасть паломники со всей России. В 1825 году преподобный Серафим по велению Пресвятой Девы Марии, явившейся ему здесь же, на Ближней пустыньке, вышел из 10-летнего затвора. Возвращаясь в монастырь берегом реки, он остановился у Богословского источника. Этот родник назывался так потому, что рядом с ним стоял крест с иконой апостола Иоанна.

Возле родника пустовала келья умершего незадолго перед этим отшельника Дорофея, — такая маленькая, что у нее даже не было дверей, поэтому внутрь приходилось вползать. Через некоторое время отец Серафим срубил новую келью — чуть больше, она имела окна и двери. Всего этого строители Сарова не знали. Беспамятство — штука страшная, особенно в масштабах страны или народа.

После кончины старца слава его и этого места возросла многократно. К Ближней пустыньке шли люди, чтобы окунуться в источнике и набрать целебной воды. К моменту канонизации отца Серафима над источником была сооружена часовня. Под горой устроили купальню: вначале небольшую, деревянную. После торжеств 1903 года выстроили большое каменное здание. В купальне имелось четыре отделения для разных сословий, и каждый приходящий, перекрестившись, мог трижды окунуться под ледяной струей источника, который к этому времени стал называться «Серафимовским».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Потом чуть ниже купальни, по течению реки, насыпали плотину, уровень воды поднялся, — и источник оказался затоплен. Но трест «Гидромонтаж» к этому не имел никакого отношения.

Теперь, чтобы расставить все точки над «i», пройдемся по реке Сатис. Первая плотина — «северный мост» — открывается за Кремешками. Здесь вода устремляется вниз красивым водопадом. Место это опасное — даже в сильные морозы вода не замерзает. В давние времена плотина поддерживала воду в монастырском пруду. Очевидно, к тресту она не имеет никакого отношения.

Вторая плотина находится на улице Садовой. В этом месте река широка и глубока: была расширена и углублена с помощью земснаряда. Ниже — городские очистительные сооружения. Вот это как раз то, что мы искали. Именно здесь потрудились сотрудники предприятия п/я 1605.

Есть на Сатисе еще одна плотина — ниже Аламасова, где монахи выкопали искусственный канал и пропустили по нему воды Сатиса. Долина реки здесь становится широкой, местами больше |километра. Русло прямое и непростое, кое-где не имеет четких берегов, — прежде чем стать узким, расплывается заливами и протоками. Больше плотин на реке Сатис нет. Так что обвинения тресту абсолютно беспочвенны. И — слава Богу!

О том, как батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова на реку Сатис, к доступной для всех верующих деревне Цыгановка (поселок Хитрый), существует такой рассказ. Однажды, когда караульные солдаты из Внутренних войск МВД проверяли сторожевые посты в лесу на границе Зоны, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего в том месте, где ограждение подходило к самой реке. На вопрос: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» — тот трижды ударил в землю жезлом и ушел. На том месте из трех точек забила вода. Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел ограждение в некотором отдалении от источника.

В начале 60-х об источнике стало известно, и люди начали потихоньку ездить к нему за водой и купаться. Близкое соседство Арзамаса-16 делало эти посещения особенно опасными, но это не остановило поток людей, который со временем только увеличивался. Начальство обеспокоилось, и в начале 80-х власти решили засыпать и этот источник.

Подогнали технику — то ли трактор, то ли экскаватор, но мотор заглох. Пока ездили за сломавшейся деталью, к трактористу явился старичок: «Василий, а все-таки ты не засыплешь мой источник!». И как потом ни ругались, как ни уговаривали этого Василия, — тот наотрез оказался сесть за рычаги. По другой версии, ковш экскаватора беспомощно скользил по земле, словно по твердому камню.

Рассказывают, что того начальника, приказавшего засыпать источник, перевели на другую работу. А вскоре вышел приказ об отмене предыдущего распоряжения. Как там было на самом деле, трудно сказать. Но то, что источник удалось сохранить, — это вполне реальный факт.

Таким чудесным образом батюшка Серафим сохранил свой источник до времени восстановления Дивеевской обители, которая взяла его под свою опеку. Площадку вокруг и берег забетонировали, установили крест с Троицкого собора. Затем в 1994 году отвели русло реки, устроив искусственное озеро из святой ключевой воды. Напротив срубили деревянную часовню. 30 июля 1994 года ее освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

До настоящего времени не прекращаются работы по благоустройству прилегающей к роднику территории. Власти провели шоссейную дорогу, невдалеке выстроили удобные деревянные купальни. Поток паломников с каждым годом растет. Люди приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных.

А что же Серафимов источник на Ближней пустыньке? В 1991 году члены исторического общества «Саровская пустынь» начали поиск святого места на реке Саровка. По свидетельству очевидцев, купальня находилась на территории нынешней зоны отдыха, на берегу озерца, которое образовалось в результате строительства плотины. Раскопки позволили найти то, что так искали. Само здание не сохранилось, но четыре нижних помещения, где купались верующие, оказались целыми. К ним вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол — кафельный с очень красивым цветным орнаментом.

К сожалению, средств на восстановление не выделяется. Православный приход водрузил большой деревянный крест, а рядом с ним — памятный камень: расстарались городские власти. За целебной водой приезжает множество людей, ищущих небесного заступничества святого старца.

— Когда в 1998 году я стал генеральным директором ОАО «Трест «Гидромонтаж», — рассказывает Геннадий Павлович Крючков, — то о нашей деятельности в Арзамасе-16 знал, естественно, только из официальных отчетов о проделанной в разные годы работе. Хорошо, что в сооружении злополучной плотины принимали участие не наши люди… Скажу честно, мне сложно в чем-то винить людей, которые на территории Арзамаса-16 добросовестно выполняли порученный им участок работы. Не нам их осуждать. Но, смотрите, прошло столько времени, и в 2000 году мы вместе с партнером из Селятино приняли решение — помочь в возведении на территории нашего поселка храма во имя преподобного Серафима Саровского. Заложен фундамент, возводятся стены. И в этом факте я вижу смысл и символ нынешнего времени.

Этими словами я хочу закончить главу о работе треста «Гидромонтаж» в городе с тремя названиями — Арзамас-16, Кремлёв и Саров.

19 комментариев к «Золото Заравшана»

  1. Этот бред сначала на одном ресурсе лежал, теперь на этом… Я люблю тебя, Заречный!

  2. Писал человек совершенно незнакомый с нашим городом. Про бомжей вообще бредятина — долго смеялся.

  3. Да-а-а… давно такого «остросюжетного» романчика не читала. Статья вся пропитана «желтизной». В общем, по мне все это чушь полнейшая!! Я родилась и выросла в этом замечательном городе!!! Сейчас живу в Литве. Никаких трудностей с выездом, продажей квартиры не было!! А о людях этого города, начиная с высокопоставленных чиновников и заканчивая простыми работниками… все они отличаются лишь тем, что каждый выполняет СВОЮ работу (то, что должен делать каждый!!). А об их человеческих качествах могу сказать лишь только хорошее.

  4. Хотя везде есть разные люди — и в «закрытых» и в остальных городах и странах!! Стена — лишь способ оградить этот небольшой, зеленый, красивый, ухоженный городок от той грязи, которую часто мы наблюдаем в больших городах. Нужно не спорить о том, что открывать или закрывать, а думать и делать все для того, чтобы и остальные города были такими же красивыми и добрыми!!! Расти, мой город детства! Развивайся… радуй своими успехами! Я тебя никогда не забуду!!!

  5. Не забуду тех роз, которые всегда цвели в этом городе, не забуду тех сосен, которые украшают тебя. Не забуду тех прудов, которые умиротворяют тебя. Не забуду тех добрых и веселых людей, с которыми я вместе жила. Не забуду школы №217 (моя первая школа) и №221 и вас, милые и дорогие учителя. Спасибо вам за все!! И спасибо тем, кто беспокоился о нашей безопасности, тогда и сейчас! Спасибо вам, солдаты, офицеры. С праздником вас, Днем Защитника Отечества. Спасибо руководителям города!!! Благодаря вам есть этот город!!! Удачи вам, успеха во всем и побольше улыбок и благодарности от людей! И, если честно, у меня есть такая мечта: когда-нибудь вновь увидеть свой город и с улыбкой пройтись по его таким родным и близким улицам. До встречи… мой любимый город!!!

  6. Всю жизнь проживаю в Заречном… Да, действительно, машина в город заезжала… И было это по халатности охраны. В остальном — это статья человека, который практически не знает город. А хмурые лица в автобусах и бомжи — это полный бред. Такое впечатление, что автор специально собирает совершенно абсурдные сплетни о городе.

  7. Н-да. Случайно наткнулся на эту статью — долго смеялся. Даже друзей обзвонил, чтобы повеселились. Автор либо не был в городе совсем и нахватался сплетен, либо, наоборот, был и, сравнив увиденное со своим местом обитания, написал это от зависти. Понятно, что Заречный не является исключением из славной «семейки» городов ЗАТО. Он как будто создан для того, чтобы вызывать зависть у таких неотесанных деревенщин, каковым, несомненно, является автор: чистый, красивый город, с развитой экономикой, широкими улицами и ухоженными парками, по-московски модными магазинами и более высоким уровнем жизни, чем в среднем по стране.

  8. Больше всего порадовало заявление о невыездных его жителях — видимо, в противопоставление тому, что автор «невъездной». В общем, правильно, таким «товарищам» в городе делать нечего. А у тех, кто в городе живет, никаких проблем с загранпаспортами и визами нет. Были, конечно, в советское время, но тогда они были у всех… Уважаемый автор, хотелось бы знать, что вы прочитали этот комментарий и со злости удавились (только не вздумайте топиться, все равно всплывете)!

  9. Да, бред про город, конечно, знатный. Бетонный забор в три метра вокруг всего города, бомжи, съевшие всех собак. Вася Пупкин, теперь — о УЖАС!!! — ставший невыездным!!! А началось-то все вот с «впечатления» бывшей жительницы города со встречи выпускников класса. Производят впечатление самогипноза: «я счастлива, что вырвалась отсюда… я очень счастлива… я ни о чем не жалею…» Потом уже эту статью слегка подредактировали и растиражировали.

  10. Вот это бред!!!! 24 года прожил в Заречном, может, я ничего не знал, не видел… бред 100%. Немного скучно, но лишь от того, что мало развлекательных заведений, но есть Пенза! Вход-выход «открыт» (для зареченцев), пропуска — формальность, люди нормальные:

  11. Самое главное, что таких городов — один на миллион! И люди гордятся тем, что живут здесь! Нигде не бывает 100-процентного удовлетворения, где бы ты ни жил, но суть в том, что здесь хочется жить и воспитывать своих детей! Это лучший город в мире! А по поводу статьи, это просто восприятие левого человека, который никогда не был здесь, а просто слышал от кого-то что-то. Не стоит воспринимать это всерьёз.

  12. Родился и вырос в Пензе-19. Один из красивейших городов, не своей архитектурой, конечно, а банальным отсутствием грязи на улицах и сосновым лесом, который почти не вырубался при застройке. Тем, кто не жил в закрытых городах, не понять. А мне просто нравится иногда приезжать в город и гулять ночью по пустым улицам. В таком городе не страшно воспитывать детей, в таком городе вообще ничего не страшно.

  13. Если все-таки столько патриотов нашего города — значит, что-то в этом есть. Провести детство в наши светлые социалистические времена в нашем городе было действительно счастье. Мне всегда, даже в детстве, хотелось уехать далеко-далеко. Все сбылось, и все-таки мысленно, и не только, навещаю родителей, возвращаясь сюда. Как и во всей стране, проблемы те же. Богатство и крайняя бедность. И камни разрушаются — те, что в парке. Дороги из бетонных плит. И как-то понимаешь, что стареешь. Не знаю, хоть когда-то мне и было душно от скуки маленького города, где все друг друга знают, со временем понимаешь, что сутолока больших городов ничуть не лучше.

  14. А статья, конечно, липа полная. Ну, не открывают — и что теперь. Жаль, что не могу мужа привезти — он иностранец. А для людей — просто спокойней. Хотя, если откроют, — то тоже ничего не произойдет. Пишите, кто живет в Германии из Заречного?

  15. Живу и учусь в Заречном, статья полный бред. Ее, наверное, писал какой-нибудь пензенский, который очень завидует, что он живет не в Заречном, а в Пензе, а попасть у него в Заречный не получается. Вот он и бесится.

  16. мне повезло по жизни с 1961г ло 2000г учавствовал в строительстве заводов игрупповых водоводов на моих глазах вырос г степногорск награждён о ленина работал эл сварщиком а так же командировки юрга лаэс игналина ангарск саянск табошары эти работы вёл наш трест гидромонтаж селятино всегда помню пя3707 пя20 и мсу 29 коллектив и руководителей которые упомянуты в статье большое спасибо михаил як …

Обсуждение закрыто.