Есть ли в России местное самоуправление?

При поездках за границу в развитые страны нас восхищают чистота на улицах, комфортная организация городского пространства, безопасность. Все это, в подавляющем большинстве случаев, не прямая заслуга государства, а плоды деятельности местного самоуправления – института, существующего теперь и в России. Именно местное самоуправление позволяет гражданам самим обустраивать свою жизнь. Для этого у них есть соответствующие полномочия и средства. Как сегодня обстоят дела в нашем местном самоуправлении, какие существуют проблемы, как их решать – эти вопросы обсуждают в блоге «Школа местного самоуправления» shkolamsu.livejournal.com Присоединяйтесь.

В сознании рядового россиянина местная власть – это часть власти государственной, присутствующая “на местах”. Влетит человек колесом в яму и помянет недобрым словом и президента, и правительство, а заодно и всех прочих представителей власти. В сознании большинства из нас государственная власть должна следить за порядком в каждой конкретной точке страны, ну а так как страна огромная, следить за всем не получается. Вот и живем в грязи по колено, не доходят деньги до городов и сел, разворовываются по пути. В такой нехитрой картине мира находится место проворовавшимся чиновникам, двум главным бедам, охам и вздохам и несбыточным надеждам: “Вот придет другой Президент (премьер, министр, губернатор), воров посадит – тогда и заживем”. Словом, всему тому, к чему привыкли мы в повседневных разговорах об окружающей нас неустроенности. Между тем, такая картина мира, хоть и имеет какое-то отражение в реальности, благодаря так называемой “вертикали власти”, но в целом не верна вот уже несколько лет.

С 2003 года на бумаге, а в последние 3-4 года и на практике, большая часть полномочий по управлению “на местах”, в городах, городках и селах отдана в руки местного самоуправления, по сути негосударственных органов, которые формируются и работают при непосредственном участии населения. Почему можно говорить только о последних 3-4 годах реальной работы органов местного самоуправления, несмотря на то, что закону “Об общих принципах организации местного самоуправления” уже 10 лет? Потому что только тогда у местного самоуправления появилась финансовая основа, без которой все свелось бы к банальному утверждению спущенных сверху смет. Возможность распоряжаться средствами – это важнейшая особенность настоящего местного самоуправления и эта возможность уже есть. Конечно, не все так просто. Средства эти можно тратить только на осуществление полномочий, список которых ограничен законом, поэтому, например, дорогу, находящуюся в собственности поселения, отремонтировать на эти деньги можно, а потратить их на ремонт школы нельзя – образованием занимается район и ремонтироваться школа может только из районного бюджета. Но то, что есть – это уже очень много (о распределении полномочий мы еще поговорим).

Вдумайтесь – каждое поселение создает себе органы самоуправления – администрацию и Совет депутатов, которые имеют полное право распоряжаться в рамках закона денежными средствами, поступающими от населения и предприятий в виде налогов. Именно здесь пролегает путь к созданию комфортной среды обитания жителей поселений, к тому самому европейскому лоску и уюту, причем по их инициативе и под их контролем, что тоже немаловажно. И именно этим путем прошли почти все развитые страны Запада, да и Востока тоже. Никто не может лучше жителей городов и поселков знать, что им нужно и, главное, желать изменений, поэтому самое благоразумное, что должно делать государство – это максимально самоустраняться из местного самоуправления, что и происходит, медленно, но верно.

Основная проблема местного самоуправления сегодня – это очень слабое присутствие в процессах тех самых жителей, которые и должны быть, по идее, творцами своего счастья. Можно сказать, что участие жителей до недавних пор ограничивалось участием малой их части в муниципальных выборах в качестве избирателей (на последних в 2009 году явка была около 30%). Как результат большая часть общества выключена из самоуправления, органы местного самоуправления остаются без опоры, значит, нет и рычага, необходимого для приведения механизма в движение. Правда, в последний год произошли первые серьезные сдвиги в сознании граждан – они все более интересуются происходящим вокруг. Местное самоуправление станет в ближайшем будущем, очевидно, одной из главных точек приложения энергии и сил гражданского общества. И именно здесь нас ждут серьезные перемены. Пока же нам необходимо понять как должно быть устроено местное самоуправление, нарисовать картинку желаемого будущего, к которому и следует стремиться. Об этом мы и будем говорить на наших уроках. В следующем выпуске попробуем разобраться, какие органы местного самоуправления предусмотрены законом и являются ли они властью. Вопросы по теме этого и будущего выпусков задавайте в комментариях к статье в блоге или по электронной почте steshenko@yandex.ru.

Стешенко Антон