“Легитимная” узурпация власти. Кого должны были избирать жители Наро–Фоминского района?

О том, что происходит в эшелонах власти разного уровня, граждане узнают, как правило, из официальных источников информации. Но если внимательно проанализировать газетные публикации, то можно прийти к неутешительному выводу: на территории Московской области есть районы, где происходит антиконституционное присвоение власти и муниципальным образованием руководят люди, абсолютно не имеющие на это права. При этом происходит, на наш взгляд, массовое лишение граждан их политических прав. Речь, в частности, идет о Наро-Фоминском районе.

Сегодня отдельные жители считают, что район находится без власти, хотя фактически можно говорить о том, что она захвачена под прикрытием досрочных выборов главы района.

Отправной точкой создавшейся ситуации является 9 декабря 2008 года, когда было принято решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района о внесении изменений в Устав Наро-Фоминского района. Согласно этим изменениям Совет депутатов мог формироваться из глав и депутатов поселений. Затем эти изменения были зарегистрированы Управлением юстиции по Московской области 12 марта 2009 года и опубликованы в газете “Основа” от 27 марта 2009 года.

На следующем этапе Совет депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района выступил с инициативой о формировании Совета депутатов Наро-Фоминского района по новому принципу в порядке, установленном пунктом 1 части 4  статьи 35 Федерального закона № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которую поддержали 2/3 Советов депутатов поселений  Наро-Фоминского муниципального района. Инициатива эта выражена в решении Совета депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района № 5/28 от 14.04.2009, опубликованном в газете “Основа” 8 мая 2009 года.

Затем в рамках существующего законодательства 11 октября были проведены выборы глав городских и сельских поселений, депутатов Советов поселений. За несколько дней до выборов действовавший Совет депутатов Наро-Фоминского района, избранный в марте 2008 года на муниципальных выборах, принял решение о самороспуске и досрочно прекратил свои полномочия.

30 октября состоялось первое заседание Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, сформированного по принципу делегирования, на котором были приняты первые решения. Совет регулярно собирался на свои заседания, занимался законотворческой деятельностью, принимая соответствующие решения.

Казалось бы, все законно и не вызывает никаких сомнений в правильности действий представительной власти района. Однако при более внимательном рассмотрении изложенных фактов видны грубейшие нарушения действующего законодательства РФ.

Во-первых, на момент перехода к новому принципу формирования Совета существовал запрет на изменение порядка формирования представительного органа ранее 2 лет со дня начала работы представительного органа, избранного на муниципальных выборах, то есть ранее марта 2010 года. По этому вопросу были сделаны обращения в различные инстанции и получены ответы. То, что запрет существовал и был нарушен, признает министр территориальных образований Московской области В.С. Демешкан в своем ответе № 23-2686/1 от 09.12.2009. Это же подтверждает ответ № 3.20-32/769 от 10.12.2009 комитета по местному самоуправлению Государственной Думы ФС РФ за подписью председателя комитета В.С. Тимченко. Иными словами, необходимо было провести выборы в районный Совет депутатов и переходить на новый принцип формирования Совета не раньше марта 2010 года. Это следует из требований федерального законодательства и говорится в абзаце 1 п. 14 ст. 25 Устава Наро-Фоминского муниципального района.

Во-вторых, Совет не имел права приступать к работе, так как членам Совета не были даны на это полномочия уставами поселений, от которых они делегированы. На момент проведения выборов 11 октября в Уставах поселений не были прописаны порядок выборов депутатов районного Совета, сроки полномочий  и т.д. Только 9 ноября 2009 года начали приниматься первые проекты изменений в Уставы поселений. Выборы депутатов от представительных органов проходили на основании временных (до внесения изменений в Устав) положений о порядке делегирования. В большинстве поселений эти положения вступали в силу после голосования. В г.п. Наро-Фоминск, например, это положение вступило в силу 31 октября, а представители в районный Совет были делегированы 23 октября 2009 года, и первое заседание районного Совета проведено 30 октября.

Как видите, есть очень веские основания считать действующий Совет депутатов нелегитимным, так как грубо нарушен закон. Что из этого следует? В первую очередь то, что все правовые акты, принимаемые Советом с первого дня заседаний, естественно, в судебном порядке можно будет признать недействительными. Это ставит под удар назначенные тарифы ЖКХ, решения по результатам аукционов на выполнение муниципальных заказов и многие другие жизненно важные для жителей района решения Совета. В том числе, изменения в Устав района, определеляющие состав районного Совета, его представительство, порядок формирования и т.д. Изменения в Устав муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район были внесены только 27. 01. 2010 (хотя должны были быть приняты до 30 ноября 2009 года) и зарегистрированы в Минюсте 08.02.2010. Приводим их ниже:

“Статья 25. Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района.

Пункт 2. Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района состоит из глав городских и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских и сельских поселений, избранных Советами депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства – по два депутата от каждого Совета депутатов поселения. Порядок избрания депутата Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района из состава Совета депутатов поселения утверждается каждым Советом депутатов поселения самостоятельно и закрепляется в Уставе поселения”.

Данные изменения были приняты с нарушениями п. 4 ст. 44 131-ФЗ, так как проект решения Совета депутатов Наро-Фоминского района “О внесении изменений в Устав Муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район” не прошел процедуру публичных слушаний и не был опубликован. Не был также опубликован порядок учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

И что также немаловажно, нарушены права на местное самоуправление, в том числе право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Эти права гарантированны Конституцией РФ, 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ФЗ-67 “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской федерации”, областным законном ОЗ-101/2006 “О муниципальных выборах в Московской области”.

Неразбериху в данной ситуации добавили двусмысленность статуса действующего на тот момент главы района Баранова, являющегося одновременно  главой администрации, и провозглашенного председателя районного Совета В.М. Горбачева, который, исходя из нового принципа формирования Совета, является еще и главой района (22 марта 2010 года его полномочия были досрочно прекращены). Тогда какое должностное лицо подписывало решения самопровозглашенного Совета и, в том числе, изменения в Устав района?

Очевидно, понимая создавшееся положение и неправомочность дальнейших действий, 15 января 2010 года подает в отставку глава Наро-Фоминского района Баранов (что соответствует закону), и назначаются выборы на должность главы района. Но сразу же возникает ряд вопросов. Первый из них о правомочности принятого решения, так как принято это решение не вполне легитимным органом местного самоуправления.  Второй вопрос можно сформулировать так: какое должностное лицо должны были избирать жители района и с какими полномочиями?

Ведь на момент назначения даты выборов действовали положения Устава района в старой редакции. Изменения в п. 2. ст. 26 Устава района, где сказано, что он избирается на муниципальных выборах и входит в состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, приняты в редакции решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района только 26.02.2010 за № 77/6, то есть спустя более чем месяц после назначения выборов. Получается, что Баранов опять избирался на ту же должность, от которой отказался 15 января, а это также является грубейшим нарушением законодательства. К тому же возникает вопрос, а имел ли право Баранов вообще баллотироваться на должность главы района, поскольку он добровольно отказался от своей должности.

Мы не будем останавливаться на том, как проходила избирательная кампания на должность главы. Об этом поговорим отдельно. Нам всем надо понимать, что любая власть будет действительно народной только тогда, когда ее формирование не будет сопровождаться нарушениями закона, которому она должна следовать. Если бы были проведены выборы в Совет депутатов и переход на новый принцип формирования Совета произошел в сроки, определенные законом, то ни у кого бы не возникло сомнений в законности нынешней власти. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

А сейчас десятки решений самопровозглашенного Совета депутатов Наро-Фоминского района, сформированного по принципу делегирования, можно считать незаконными потому, что были подписаны главой, не имевшим полномочий председателя Совета (но фактически присвоившим их) и одновременно исполнявшим полномочия главы администрации. Причем некоторые решения подписаны Барановым уже после прекращения полномочий главы (решение о назначении выборов, решение о бюджете от 15.01.2010.) А это вполне может попасть под состав уголовного преступления. Правильность этих выводов можно будет подтвердить (или опровергнуть) в суде. Что сейчас и делается теми жителями района, которые не хотят мириться с лишением их конституционных прав, узурпацией власти и готовы отстаивать свою правоту в судах разного уровня, в том числе Конституционном и Европейском по правам человека.

 

Виктор Александров