Представительные органы местного самоуправления – триумф «административного ресурса»

23:40, 18 Март 2014

Количественный и качественный анализ прошедших выборов в органы местного самоуправления может показать тенденцию деградации представительной власти на локальном уровне. Сложившуюся практику формирования муниципальных органов власти можно назвать театром «одного актера» в лице исполнительных и представительных сегментов избираемого состава.

Явка жителей на муниципальные выборы (25-30% избирателей) ярко охарактеризовала отношение населения к сложившейся системе формирования органов местного самоуправления. Вряд ли в такой ситуации стоит говорить о доверии к «местной власти» и тем более о желании жителей принимать в дальнейшем участие в местном самоуправлении, используя предусмотренные Федеральным Законом №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формы и методы. Такие формы цивилизованного участия населения в местном самоуправлении в виде собраний и сходов, конференций, публичных слушаний, не говоря уже о правотворческой инициативе и создании полноценного территориального общественного самоуправления, на сегодняшний день оказались не только не доступны, но и не интересны жителям.

Почему за 3-5 лет произошло полное отторжение населения от, казалось бы, действенных инструментов, заложенных в законодательстве о местном самоуправлении? Последние год-два, только в Московском регионе, произошло множество протестных акций, в основном касающихся проблем развития территорий, распределения земельных ресурсов, связанных с массовой застройкой без учета социальной инфраструктуры, исторических и культурных особенностей проживания местного населения. Все это приводит к деструктивным процессам в социально-культурном и морально-психологическом плане, порождая экономические проблемы, такие как: маятниковая трудовая миграция, потеря инвестиционной и производственной привлекательности местности, в связи с истощением местных ресурсов. Источником данных проблем является прежде всего искусственно созданная отстраненность коренного населения от участия в процессах непосредственного управления территорией проживания, сведение учета мнения населения в вопросах развития территорий к формальным процедурам.

Вместе с ростом социальной апатии населения, растет недоверие к представительным органам власти, сформированным фактически под началом действующих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления – местных администраций. Муниципальные служащие зачастую являются «фабрикой услуг» для предвыборной кампании депутатов из числа местного «административного ресурса».

В своем большинстве представительный орган состоит из зависимых представителей бюджетных и муниципальных учреждений и организаций, а также «приближенной» части бизнес сообщества. Так формируется не способное к выражению мнения населения и собственного мнения сообщество экономически, социально и политически зависимых «популярных» представителей населения. Самый не затратный и легкий способ подбора депутатов представительного органа – это выдвижение первыми лицами администраций поселений социально и экономически зависимых руководителей муниципальных предприятий и руководителей их структурных подразделений. Зачастую процесс формирования кандидатов проходит централизованно с применением как политических, так и административно-принудительных рычагов.

Понятно, что мотивация поведения таких депутатов будет продиктована, прежде всего, желанием удержаться в служебном кресле, и не попасть в число «опальных» коррупционеров. Коэффициент полезного действия таких представителей населения не только сводиться к нулю, но и скорее играет отрицательную роль в процессах развития территории, приводит не только к социальных деформациям в структурах исполнительно-распорядительной власти, но и к морально-психологическим деформациям в коллективах этих муниципальных предприятий и в среде самого поселения. Поэтому, даже наличие в составе представительных органов власти истинных выдвиженцев от населения, учитывая их меньшинство, не в состоянии повлиять на характер нормотворческой деятельности представительных органов, либо на процессы организации работы местных органов власти, тем более осуществлять какой-либо полноценный муниципальный контроль.

Решение данной проблемы может явиться одним из критериев совершенствования института местного самоуправления, необходимость преобразования которого в современных условиях развития Российской Федерации, неоднократно озвучена Президентом Российской Федерации - Путиным В.В.

В связи с вышесказанным стоит определить проблемы кризиса представительных органов власти муниципальных образований:

1. Отсутствие законодательных норм, отражающих разделение, либо невмешательство органов местного самоуправления по принципу представительной и исполнительной власти. Как следствие, преимущественное право разделения полномочий по решению вопросов местного значения принадлежит исключительно исполнительно-распорядительному органу.

2. Несбалансированность и ограничение численности депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе от реальной потребности. Рост численности работников местной администраций тем больше, чем меньше вовлеченность населения в процесс местного самоуправления, как результат - отсутствие горизонтальных структур управления на местном уровне.

3. Проблема отсутствия необходимых гарантий при осуществлении депутатами своей деятельности и механизмов защиты их прав. Зачастую депутатский мандат лишает гражданина даже тех законных общегражданских прав, которые предусмотрены для граждан, не являющихся депутатами. Это касается вопроса трудовых отношений, сохранения рабочих мест при осуществлении депутатской деятельности и т.д.

4. Низкий уровень правовых знаний и отсутствие обучающих программ для представителей депутатского корпуса, отсутствие понимания у депутатов их роли и функции в реализации своих полномочий.

В результате сложившейся практики, растет недоверие местного населения к муниципальной власти, что, в свою очередь, приводит к снижению явки на выборы в ввиду формирования представления о создавшейся системе в целом. Анализируя возраст активных избирателей, приходящих на выборы, стоит отметить низкую активность молодежи, что тоже говорит о бесперспективности сложившейся в системе местного самоуправления тенденции.

При развитии установившегося порядка взаимодействия представительных и исполнительных муниципальных органов будет происходить не только дальнейшее снижение активности избирателей, но и приведет к росту социальной напряженности, вызванной отсутствием реальных представителей местного населения в органах местного самоуправления. Недоверие к «зависимым» представительным органам местного самоуправления, которые не могут выражать мнение населения и представлять его интересы, приводит к социальной апатии, потере веры населения в местное самоуправление и интереса к жизнедеятельности местного сообщества, назреванию скрытых конфликтных ситуаций.

Депутат Совета депутатов городского поселения Селятино
Румянцева И.В.

ПО ТЕМЕ:

Выборы результаты Результаты  выборов  депутатов в Наро-Фомиснкий городской  округ  можно посмотреть по этой ссылке: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn=4504032286909®ion=50&prver=0&pronetvd=0   20 мандатов  из 25 получили  представители  партии "Единая Россия"....
Защитница Селятинского леса Татьяна Павлова о выборах в Селятино! Теперь расскажу о кандидатах округа № 4 (входят дома 3, 4, 4а, 4б, с 5 по 30, с 34 по 45, 46а, 46б, с 47 по 51, 53, 55а, 116, 117, 117а, а также вся улица Госпитальная, общежития № 1 и 2, ЖСК Орбита, поселок д/о Отличник и деревня Сырьево). В этом округе борьба за мандат выдалась жаркая, впрочем...
Предвыборный беспредел До выборов в совет городского округа Наро-Фоминск остается несколько недель. Предвыборная кампания в самом разгаре. Правда, как выяснилось, далеко не все в этой гонке собираются играть по правилам. Конечно, чистой игры никто и не ожидал, но вот откровенное варварство в отношении некоторых кандид...
За кем пойдут селятинцы? В совете городского округа жители Селятино хотят видеть порядочных политиков и новых людей! ИГРАТЬ ПРИДЕТСЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ Упразднение Наро-Фоминского района и создание одноименного городского округа изначально ничего хорошего для жителей не сулило. Ликвидация органов местного самоуправле...
Выборы в Совет депутатов Наро-Фоминского городского округа Выборы  в Совет  депутатов Наро-Фоминского городского округа  состоятся  10 сентября 2017 года. 26 июля завершается регистрация  кандидатов в депутаты. Ознакомиться со список  кандидатов в новый Совет  можно на сайте Избирком.ру.   ...
Наро-Фоминский район упразднен! Депутаты Московской областной Думы в конце мая приняли законопроект, согласно которому Наро-Фоминский, Истринский, Ступинский и Колменский районы упразднены. В связи с этим, Наро-Фоминск, Истра и Ступино стали городами областного значения. С сегодняшнего дня он вступил в силу. Это значит, что ...
Через три дня Наро-Фоминский район превратится в городской округ В конце прошлого года в Наро-Фоминском районе началась реформа местного самоуправления, которая должна была привести к тому, что муниципалитет превратится в городской округ. Как ранее сообщалось на новостном портале «Narofom.com», закон о реформе Наро-Фоминского района был принят депутатами Моско...
Выборы в Совет городского округа могут состояться в мае На последнем совете депутатов Наро-Фоминского района, когда принималось решение по преобразованию района в городской округ, народные избранники обсуждали и дату грядущих выборов. значально было предложено провести их в воскресенье, 30-го апреля. Однако, с учетом того, что 1 мая в стране будет вых...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.