Представительные органы местного самоуправления – триумф «административного ресурса»

23:40, 18 Март 2014

Количественный и качественный анализ прошедших выборов в органы местного самоуправления может показать тенденцию деградации представительной власти на локальном уровне. Сложившуюся практику формирования муниципальных органов власти можно назвать театром «одного актера» в лице исполнительных и представительных сегментов избираемого состава.

Явка жителей на муниципальные выборы (25-30% избирателей) ярко охарактеризовала отношение населения к сложившейся системе формирования органов местного самоуправления. Вряд ли в такой ситуации стоит говорить о доверии к «местной власти» и тем более о желании жителей принимать в дальнейшем участие в местном самоуправлении, используя предусмотренные Федеральным Законом №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формы и методы. Такие формы цивилизованного участия населения в местном самоуправлении в виде собраний и сходов, конференций, публичных слушаний, не говоря уже о правотворческой инициативе и создании полноценного территориального общественного самоуправления, на сегодняшний день оказались не только не доступны, но и не интересны жителям.

Почему за 3-5 лет произошло полное отторжение населения от, казалось бы, действенных инструментов, заложенных в законодательстве о местном самоуправлении? Последние год-два, только в Московском регионе, произошло множество протестных акций, в основном касающихся проблем развития территорий, распределения земельных ресурсов, связанных с массовой застройкой без учета социальной инфраструктуры, исторических и культурных особенностей проживания местного населения. Все это приводит к деструктивным процессам в социально-культурном и морально-психологическом плане, порождая экономические проблемы, такие как: маятниковая трудовая миграция, потеря инвестиционной и производственной привлекательности местности, в связи с истощением местных ресурсов. Источником данных проблем является прежде всего искусственно созданная отстраненность коренного населения от участия в процессах непосредственного управления территорией проживания, сведение учета мнения населения в вопросах развития территорий к формальным процедурам.

Вместе с ростом социальной апатии населения, растет недоверие к представительным органам власти, сформированным фактически под началом действующих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления – местных администраций. Муниципальные служащие зачастую являются «фабрикой услуг» для предвыборной кампании депутатов из числа местного «административного ресурса».

В своем большинстве представительный орган состоит из зависимых представителей бюджетных и муниципальных учреждений и организаций, а также «приближенной» части бизнес сообщества. Так формируется не способное к выражению мнения населения и собственного мнения сообщество экономически, социально и политически зависимых «популярных» представителей населения. Самый не затратный и легкий способ подбора депутатов представительного органа – это выдвижение первыми лицами администраций поселений социально и экономически зависимых руководителей муниципальных предприятий и руководителей их структурных подразделений. Зачастую процесс формирования кандидатов проходит централизованно с применением как политических, так и административно-принудительных рычагов.

Понятно, что мотивация поведения таких депутатов будет продиктована, прежде всего, желанием удержаться в служебном кресле, и не попасть в число «опальных» коррупционеров. Коэффициент полезного действия таких представителей населения не только сводиться к нулю, но и скорее играет отрицательную роль в процессах развития территории, приводит не только к социальных деформациям в структурах исполнительно-распорядительной власти, но и к морально-психологическим деформациям в коллективах этих муниципальных предприятий и в среде самого поселения. Поэтому, даже наличие в составе представительных органов власти истинных выдвиженцев от населения, учитывая их меньшинство, не в состоянии повлиять на характер нормотворческой деятельности представительных органов, либо на процессы организации работы местных органов власти, тем более осуществлять какой-либо полноценный муниципальный контроль.

Решение данной проблемы может явиться одним из критериев совершенствования института местного самоуправления, необходимость преобразования которого в современных условиях развития Российской Федерации, неоднократно озвучена Президентом Российской Федерации - Путиным В.В.

В связи с вышесказанным стоит определить проблемы кризиса представительных органов власти муниципальных образований:

1. Отсутствие законодательных норм, отражающих разделение, либо невмешательство органов местного самоуправления по принципу представительной и исполнительной власти. Как следствие, преимущественное право разделения полномочий по решению вопросов местного значения принадлежит исключительно исполнительно-распорядительному органу.

2. Несбалансированность и ограничение численности депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе от реальной потребности. Рост численности работников местной администраций тем больше, чем меньше вовлеченность населения в процесс местного самоуправления, как результат - отсутствие горизонтальных структур управления на местном уровне.

3. Проблема отсутствия необходимых гарантий при осуществлении депутатами своей деятельности и механизмов защиты их прав. Зачастую депутатский мандат лишает гражданина даже тех законных общегражданских прав, которые предусмотрены для граждан, не являющихся депутатами. Это касается вопроса трудовых отношений, сохранения рабочих мест при осуществлении депутатской деятельности и т.д.

4. Низкий уровень правовых знаний и отсутствие обучающих программ для представителей депутатского корпуса, отсутствие понимания у депутатов их роли и функции в реализации своих полномочий.

В результате сложившейся практики, растет недоверие местного населения к муниципальной власти, что, в свою очередь, приводит к снижению явки на выборы в ввиду формирования представления о создавшейся системе в целом. Анализируя возраст активных избирателей, приходящих на выборы, стоит отметить низкую активность молодежи, что тоже говорит о бесперспективности сложившейся в системе местного самоуправления тенденции.

При развитии установившегося порядка взаимодействия представительных и исполнительных муниципальных органов будет происходить не только дальнейшее снижение активности избирателей, но и приведет к росту социальной напряженности, вызванной отсутствием реальных представителей местного населения в органах местного самоуправления. Недоверие к «зависимым» представительным органам местного самоуправления, которые не могут выражать мнение населения и представлять его интересы, приводит к социальной апатии, потере веры населения в местное самоуправление и интереса к жизнедеятельности местного сообщества, назреванию скрытых конфликтных ситуаций.

Депутат Совета депутатов городского поселения Селятино
Румянцева И.В.

ПО ТЕМЕ:

Наро-Фоминский район упразднен! Депутаты Московской областной Думы в конце мая приняли законопроект, согласно которому Наро-Фоминский, Истринский, Ступинский и Колменский районы упразднены. В связи с этим, Наро-Фоминск, Истра и Ступино стали городами областного значения. С сегодняшнего дня он вступил в силу. Это значит, что ...
Через три дня Наро-Фоминский район превратится в городской округ В конце прошлого года в Наро-Фоминском районе началась реформа местного самоуправления, которая должна была привести к тому, что муниципалитет превратится в городской округ. Как ранее сообщалось на новостном портале «Narofom.com», закон о реформе Наро-Фоминского района был принят депутатами Моско...
Выборы в Совет городского округа могут состояться в мае На последнем совете депутатов Наро-Фоминского района, когда принималось решение по преобразованию района в городской округ, народные избранники обсуждали и дату грядущих выборов. значально было предложено провести их в воскресенье, 30-го апреля. Однако, с учетом того, что 1 мая в стране будет вых...
Селятинские депутаты не знали, что их «лишили полномочий» На сайте прокуратуры сегодня появилась информация о том, что по результатам проверок досрочно прекращены полномочия трех депутатов из Селятино и Долгопрудного. Напомним, еще в ноябре мы писали о том, что трое народных избранников могут покинуть свои кресла раньше срока. Наро-Фоминская прокуратура...
О недопустимости авральной и непродуманной реформы местного самоуправления в Московской области Обращение муниципального депутата, члена СПЧ при президенте РФ и губернаторе Московской области Евгения Боброва к губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву Уважаемый Андрей Юрьевич! В связи с непродуманностью авральной реформы по преобразованию муниципальных районов Московской области в го...
Селятинцы выйдут на митинг против преобразования Наро-Фоминского района в городской округ Как сообщила депутат Селятино Татьяна Павлова, городские активисты готовятся провести митинг против объединения с другими поселениями Наро-Фоминского района и их преобразования в единый городской округ. Напомним, что главный аргумент селятинцев – нежелание объединять свой весьма солидный бюджет с...
Депутаты Селятино назначили слушания по присоединению территории на 6 декабря Селятинские депутаты в несколько этапов обсудили создание городского округа. Напомним, на первом заседании народные избранники признались, что не успели ознакомиться со всеми нюансами преобразований, кроме того, много вопросов по этому поводу тогда возникло и у жителей. Поэтому руководство рай...
Выборные аномалии Поработав на прошедших президентских выборах наблюдателем, да почитав отчеты коллег-наблюдателей в интернете, я решил немного проанализировать результаты по району. Толчком к исследованию стало предположение, высказанное одним из моих боевых товарищей, о связи между расстоянием от избирательного уча...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.