100 лет назад в России появились грампластинки

16:53, 4 Сентябрь 2010

Первые граммофонные пластинки выпустили в России 100 лет назад, 1 сентября. На железнодорожной станции Апрелевка под Москвой два немецких предпринимателя - финансист и специалист по звукозаписи - основали первую и единственную в России фабрику граммофонных дисков. Сегодня от прошлого международного величия остались только кирпичные здания. Бывший "Апрелевский завод грампластинок" - один из экспонатов музея забытых вещей.

Рано или поздно это должно было случиться. Патефоны и граммофоны заменила высококлассная цифровая техника, а старенькие проигрыватели попадают на свалку, а оттуда иногда в музей.

Музей забытых людей и вещей создан буквально на руинах некогда знаменитого "Апрелевского завода грампластинок". В 1995 году, когда остановилось производство, огромный комплекс в 17 гектаров, рассчитанный на выпуск продукции по полному циклу – от химического производства до уже готовой пластинки в упаковке, был распродан по частям или сдан в аренду.

"Здесь ежедневно перемалывались тонны пластмассы и бумаги", - рассказывает создатель Музея забытых людей и вещей Борис Чухонцев.

Началось все ровно 100 лет назад. Немецкий предприниматель Готлиб Моль с нуля построил в Апрелевке завод по производству граммофонных дисков и в 1910 году выпустил на российский рынок 400 тысяч пластинок. Первые в истории страны.

Одна из редчайших пластинок. Она выпущена еще под дореволюционной маркой "Метрополь-Рекорд". Сегодня такие можно встретить только в музеях или частных коллекциях.

"Виниловым дискам доверяли свое искусство величайшие исполнители. Благодаря пластинкам мы знаем, как играл Рахманинов и пел Шаляпин", - рассуждает коллекционер пластинок Александр Москвитин.

Годы спустя завод стал гордостью Страны Советов. Здесь записывали доклады лидеров Компартии Ленина и чуть позже Сталина. В военные годы заводу был присвоен статус особо охраняемого объекта.

Александр Москвитин, бывший баянист Хора имени Пятницкого и дирижер оркестра театра Советской Армии, знает толк и в музыке, и в пластинках. В его двухтысячной коллекции есть даже пара экземпляров 1914 и 1918 годов. Он собирает пластинки столько, сколько себя помнит. "В нашем доме всегда были пластинки и патефоны. Когда я пошел учиться в музыкальную школу - это стало еще и предметом необходимости", - рассказывает коллекционер пластинок Александр Москвитин.

Такие коллекции, уверен Александр Георгиевич, создавались в каждой советской семье. Потому что других способов слушать музыку попросту не было: граммофон могло заменить только живое исполнение. Но даже при 80-миллионном тираже за апрелевскими пластинками в буквальном смысле шла охота. "В обычном челябинском или свердловском магазине запросто можно было купить пластинку, за которой в Москве пришлось бы гоняться", - вспоминает Александр.

Столица в поисках свежих записей каждые выходные выезжала в саму Апрелевку. Благо и электрички ходили, и на машине всего 30 километров. Ездили не только за редкой зарубежной эстрадой, но и за качеством. Почему-то пластинки с черным и синим яблоком в центре – первого и второго, а значит самого качественного пресса – в магазины почти не попадали.

В конце 1980-х, когда в массовом производстве появились другие аудионосители, плавно уходящая на второй план виниловая пластинка вдруг обрела новую жизнь. С развитием клубной культуры стало понятно, что апрелевские пластинки для работы ди-джея не подходят. Слишком тонкие и музыка на них – исключительно популярная эстрада. Зарубежное производство, которое и раньше отличалось широтой взглядов, переквалифицировалось, а наш Апрелевский завод продолжал на старом оборудовании выпускать никому уже не нужный бытовой винил.

"В наши дни винил – это фетиш. Это удовольствие от обращения с вещью, это кайф. Никакими другими объективными качествами винилу нельзя дать плюсы по сравнению с другими современными носителями", - уверен диджей Дмитрий.

Последней точкой в этой истории стала цена пластинки. Стоимость одного диджейского сета из 20 дисков - примерно 500 евро. Три таких выступления - и можно купить долгоиграющий компьютер для цифровой обработки звука. Поэтому современное виниловое шоу – это знак качества для диджея и престиж для клуба. А значит, столетний юбилей российского винила будут отмечать только истинные ценители.

ПО ТЕМЕ:

У жителей Апрелевки вызовут ностальгию с помощью бронзовой пластинки Идеей увековечить в бронзе виниловую пластинку загорелись власти города Апрелевки Наро-Фоминского района. Как стало известно «МК», местные депутаты еще три года назад поднимали вопрос о том, что в городе нужно установить памятник продукции известного когда-то на весь Советский Союз Апрелевского зав...
“Грамушке” стукнула сотня В конце января съемочная группа телеканала "Культура" посетила Апрелевку в связи со столетием выпуска первой граммофонной пластинки. Два дня журналисты снимали программу и общались с жителями Апрелевки. 7 февраля на канале "Культура" вышла передача Достояние республики "Апрелевский завод грампластин...
Неизвестное об известном. Портрет голоса В книге автографов, которая хранится во Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия", есть такая запись: "Какая же это артистически тонкая работа - снять портрет голоса... Теперь и кусочек меня останется бессмертным. А. С. Серафимович, 1936 год". Сейчас почти в каждом доме хранятся черные лакированные д...
Идет эксперимент. Звучащие цифры На Апрелевском заводе грампластинок выпущена первая опытная партия звучащих дисков, записи для которых сделаны по новой цифровой системе. Электронное устройство состоит из пульта программного управления, экрана, видеомагнитофона и компьютера. Он кодирует звуки, переводя их на язык цифр. При этом по...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.