100 лет назад в России появились грампластинки

Первые граммофонные пластинки выпустили в России 100 лет назад, 1 сентября. На железнодорожной станции Апрелевка под Москвой два немецких предпринимателя – финансист и специалист по звукозаписи – основали первую и единственную в России фабрику граммофонных дисков. Сегодня от прошлого международного величия остались только кирпичные здания. Бывший “Апрелевский завод грампластинок” – один из экспонатов музея забытых вещей.

Рано или поздно это должно было случиться. Патефоны и граммофоны заменила высококлассная цифровая техника, а старенькие проигрыватели попадают на свалку, а оттуда иногда в музей.

Музей забытых людей и вещей создан буквально на руинах некогда знаменитого “Апрелевского завода грампластинок”. В 1995 году, когда остановилось производство, огромный комплекс в 17 гектаров, рассчитанный на выпуск продукции по полному циклу – от химического производства до уже готовой пластинки в упаковке, был распродан по частям или сдан в аренду.

“Здесь ежедневно перемалывались тонны пластмассы и бумаги”, – рассказывает создатель Музея забытых людей и вещей Борис Чухонцев.

Началось все ровно 100 лет назад. Немецкий предприниматель Готлиб Моль с нуля построил в Апрелевке завод по производству граммофонных дисков и в 1910 году выпустил на российский рынок 400 тысяч пластинок. Первые в истории страны.

Одна из редчайших пластинок. Она выпущена еще под дореволюционной маркой “Метрополь-Рекорд”. Сегодня такие можно встретить только в музеях или частных коллекциях.

“Виниловым дискам доверяли свое искусство величайшие исполнители. Благодаря пластинкам мы знаем, как играл Рахманинов и пел Шаляпин”, – рассуждает коллекционер пластинок Александр Москвитин.

Годы спустя завод стал гордостью Страны Советов. Здесь записывали доклады лидеров Компартии Ленина и чуть позже Сталина. В военные годы заводу был присвоен статус особо охраняемого объекта.

Александр Москвитин, бывший баянист Хора имени Пятницкого и дирижер оркестра театра Советской Армии, знает толк и в музыке, и в пластинках. В его двухтысячной коллекции есть даже пара экземпляров 1914 и 1918 годов. Он собирает пластинки столько, сколько себя помнит. “В нашем доме всегда были пластинки и патефоны. Когда я пошел учиться в музыкальную школу – это стало еще и предметом необходимости”, – рассказывает коллекционер пластинок Александр Москвитин.

Такие коллекции, уверен Александр Георгиевич, создавались в каждой советской семье. Потому что других способов слушать музыку попросту не было: граммофон могло заменить только живое исполнение. Но даже при 80-миллионном тираже за апрелевскими пластинками в буквальном смысле шла охота. “В обычном челябинском или свердловском магазине запросто можно было купить пластинку, за которой в Москве пришлось бы гоняться”, – вспоминает Александр.

Столица в поисках свежих записей каждые выходные выезжала в саму Апрелевку. Благо и электрички ходили, и на машине всего 30 километров. Ездили не только за редкой зарубежной эстрадой, но и за качеством. Почему-то пластинки с черным и синим яблоком в центре – первого и второго, а значит самого качественного пресса – в магазины почти не попадали.

В конце 1980-х, когда в массовом производстве появились другие аудионосители, плавно уходящая на второй план виниловая пластинка вдруг обрела новую жизнь. С развитием клубной культуры стало понятно, что апрелевские пластинки для работы ди-джея не подходят. Слишком тонкие и музыка на них – исключительно популярная эстрада. Зарубежное производство, которое и раньше отличалось широтой взглядов, переквалифицировалось, а наш Апрелевский завод продолжал на старом оборудовании выпускать никому уже не нужный бытовой винил.

“В наши дни винил – это фетиш. Это удовольствие от обращения с вещью, это кайф. Никакими другими объективными качествами винилу нельзя дать плюсы по сравнению с другими современными носителями”, – уверен диджей Дмитрий.

Последней точкой в этой истории стала цена пластинки. Стоимость одного диджейского сета из 20 дисков – примерно 500 евро. Три таких выступления – и можно купить долгоиграющий компьютер для цифровой обработки звука. Поэтому современное виниловое шоу – это знак качества для диджея и престиж для клуба. А значит, столетний юбилей российского винила будут отмечать только истинные ценители.