Власти не решают проблем Москвы – они от них уходят

12:19, 14 Июль 2011

«Расширение Москвы» напоминает проект Остапа Бендера по переносу столицы в Нью-Васюки

Москва стала больше. В два с половиной раза. Скорость, с которой московский наместник и подмосковный губернатор выполнили поручение Медведева о расширении Москвы, говорит либо о том, что они стремятся заслужить его расположение, на случай, если он вдруг останется на второй срок, либо о том, что вопрос был заранее подготовлен и ими же пролоббирован.

В том, что расширение Москвы – это хорошо, уверенности нет. Конечно, Москва была перегружена. Конечно, из всех мировых столиц в ней было самое напряженное соотношение площади, числа жителей и автомобилей: Берлин, который ставили в пример Лужкову, упрекая последнего в неспособности решить проблему пробок, при схожей площади имеет примерно в четыре раза меньше жителей (это если считать от официального числа жителей Москвы).

И, с этой точки зрения, первая приходящая в голову мысль – улучшить это соотношение. Но поскольку число жителей уменьшить было нельзя, равно как сложно было и уменьшить число автомобилей, естественной, на первый взгляд, выглядела идея увеличить площадь.

Хотя чем-то эта идея напоминает гайдаровскую логику: если товаров в стране больше, чем денег, – нужно повысить на них цену. Тогда реальных денег станет меньше, товаров на прилавках – больше, а то, что их станет больше потому, что меньшее число граждан не сможет их купить, – не страшно. Лучше, чтобы были нищие, чем существовал дефицит.

Вообще не вполне понятно, какие проблемы решает само по себе автоматическое увеличение площади Москвы. Проблема не в том, как очерчены границы, а в том, насколько плотно расселены люди и какой ширины в городе дороги при данном числе автомобилей. Путем расширения площади города проблема решалась бы в том случае, если бы одновременно на нее переселялась бы значительная часть жителей – чуть ли не до половины. Представить себе, что, увеличив площадь в 2,4 раза, правительство Москвы займется строительством жилья в новых районах в размерах, достаточных для отселения порядка 6 млн москвичей, очень сложно. По современным нормам, с учетом всех обстоятельств, это примерно 180 млн кв. м жилья. Если даже брать его по вдвое заниженной против рыночной стоимости цене в $2000, получается $360 млрд, что близко к объему золотовалютных резервов России. Причем если бы это было сделано, то тут же встал бы вопрос о судьбе освобожденного жилья. Так или иначе, в своем абсолютном большинстве оно вышло бы на вторичный рынок, цены на него значительно бы снизились, и оно оказалось бы вновь заселенным выходцами из других регионов. Т. е. что-что, а плотность заселения «старой Москвы» снижена бы не была.

Конечно, это дает возможность переселить за МКАД, как и хотел Медведев, государственные учреждения. Вопрос только в том, какие задачи это решает на уровне деклараций, а какие – на деле. Если формально речь идет о том, чтобы меньшее число чиновников в известные часы дня ехало из своих квартир в центр – для них это, возможно, и будет выгодно, особенно для тех, кто живет на Рублевском шоссе и в пригородных подмосковных виллах. Но даже и госчиновники далеко не все там живут. А главное – их вовсе не столь много, чтобы именно они создавали все транспортные проблемы города, иначе после 9-10 часов утра и до 18-19 часов вечера улицы Москвы были бы свободны.

На самом деле наибольшую транспортную нагрузку в городе создают офисы, торговые центры, их посетители и служащие. И как раз от их выселения из Москвы ее жители выиграли бы больше всего. И еще больше – от уменьшения их числа. Что бросается из новостроек в Москве в глаза, так это постоянно множащиеся торговые центры и магазины. С точки зрения рыночной теории, чем их больше, тем больше конкуренция, и тем ниже в них цены. С точки зрения реальности, к которой рыночная теория давно не имеет никакого отношения, увеличение числа торговых центров при прежнем объеме покупателей и не повышающемся уровне доходов означает снижение рентабельности этих центров. А значит, просто чтобы окупить аренду и оплату персонала, они должны повышать цены на товары, т. е. их реальная конкурентность снижается. Они начинают проигрывать конкуренцию старым магазинам с небольшой арендной платой и рынкам и вынуждены вести против них жесткую борьбу, добиваясь от городских властей уничтожения малых торговых точек, рынков и ларьков. Верная примета: если в некоем районе закрыли рынок – значит, глава управы или префект округа получил достойное вознаграждение за эту услугу от окрестных торговых центров. Если некое должностное лицо подписало постановление о закрытии в городе рынков или сносе ларьков – значит, оно аналогичным образом было простимулировано для принятия такого решения.

В этом отношении переселение учреждений власти за МКАД, инициирование Медведевым, решает не столько задачу разгрузки московских дорог, сколько выглядит как превентивная мера на случай проведения массовых акций протеста и волнений. Сейчас в случае протеста (случись он на деле) люди со всех сторон города устремятся в центр – к Кремлю. Преграждать им путь и держать оборону по периметру сложно.

Если же президентская резиденция будет расположена где-нибудь в районе Селятино, в десятках километров от жилых районов столицы, колоннам протестующих, с одной стороны, и добираться туда будет далеко и трудно, и пути подхода можно будет без труда перекрыть карательными армейскими подразделениями. И если подавление акций протеста на Красной площади или на Манеже тут же попадет в объективы сотен и журналистов, и обычных любопытствующих граждан, то раздавленные танками несколько десятков тысяч протестующих на лесной дороге где-нибудь под Апрелевкой произведут значительно меньшее впечатление, нежели расстрел митингующих на фоне собора Василия Блаженного.

То конкретное расширение столицы, которое было утверждено – между Киевским и Каширским шоссе в пределах Большого железнодорожного кольца – вполне подходит для решения данной задачи, поскольку именно этот сегмент, в отличие от более северных зон вокруг Москвы, не имеет особо крупных городов и поселений (разве что Троицк). В плане декларируемой задачи – снижения плотности движения на дорогах – он ровно ничего не добавляет. Разве что близость сразу к двум аэропортам: с востока – Домодедово, с запада – Внуково.

Вообще по геометрической и географической конфигурации получается, что не Москву расширили, а рядом с ней выделили место для нового города, новой столицы. И перенос туда реальной столицы, с одной стороны, напоминает отъезд Ивана Грозного в Александровскую слободу, с другой – перенос Петром I столицы в Санкт-Петербург. Не исключено, что Медведев в своем «реформистском драйве» видит себя именно в этом ряду. Дело только в том, что, с третьей стороны, в не меньшей степени это напоминает проект Остапа Бендера по переносу столицы в Нью-Васюки...

Вообще, по данным социологов, идею расширения Москвы и создания «столичного округа» поддерживало большинство ее жителей (56%); правда, тогда они еще не знали, что речь идет не о расширении города, а практически о создании нового (к которому сами москвичи отношения иметь не будут, как не имеют они его к рублевским поселениям) города для новых людей, не имеющих, соответственно, никакого отношения ни к самой Москве, ни к ее истории, ни к ее культуре.

Правда и то, что это большинство сторонников расширения столицы образовали не москвичи, а новопоселенцы города, живущие в ней порядка года: из них за «расширение» выступили 80%. Если еще учесть, что ни один из авторов этой идеи – ни Медведев, ни Собянин – к числу москвичей и людей, для которых она является родным городом, не относится, то их стремление избавиться от исторической Москвы и самих москвичей оказывается малоудивительным.

Своим решением о создании «Новоегорьевска» как столицы России они ни на шаг не решают проблем Москвы. Они просто уходят от них, переселяя себя из города с проблемами в новый город, в котором, как им кажется, проблем не будет. Но если они не хотят решать проблемы столицы России, предпочитая создавать для себя уже другую столицу – свою, то возникает мысль о том, что делать им в столице России вообще нечего. Она вполне могла бы обойтись и без них.

KMnews

ДРУГИЕ НОВОСТИ:

Отдых в Испании: попробуешь раз и захочется вернуться Испания — гостеприимная страна, и российским туристам здесь особенно рады. Причин тому несколько. Во-первых, россияне тратят на отдыхе больше остальны...
Вадим Андронов сложил полномочия! На сегодняшнем заседании Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа, народные избранники заслушали своего председателя Вадима АНДРОНОВА (экс-г...
При оплате банковской картой пассажиры Подмосковья сэкономили 300 тысяч рублей Оплата в общественном транспорте Пассажиры автобусов в Московской области с момента запуска бесконтактной системы оплаты проезда сэкономили более 30...
Беспилотный автомобиль ездит по дорогам Москвы. Видео На кадрах можно увидеть, как машина на автопилоте останавливается на светофорах, объезжает преграды, ездит с разной скоростью по узким и широким улица...