Жедочи: потерянная сказка

Жители подмосковной деревни берут воду из колодца и топят печку дровами. А о такой «роскоши», как газопровод, тут десятки лет только мечтают, пользуясь газовыми баллонами.

Справка:
Жедочи впервые упоминаются в писцовой книге 1627 года как сельцо Жадочи на речке Жадычи; на межевом плане 1784 г.- село и речка Жадочи, в списке 1862 г. – с. Жедочи, а речка Жадовка. Первая каменная церковь Иоанна Богослова в Жедочах была построена не позднее 16 века. После Смуты была восстановлена, в 19 веке приписана к церкви в Лисинцеве. Разрушена в 20 веке. В 18 веке селом владел Н. В. Рогозин. Его зять Федор Михайлович построил в Жедочах деревянный дом с колоннами в стиле классицизм, возвел хозяйственные постройки и заложил фруктовый сад.

Минувших дней очарованье

Есть в деревне Жедочи Наро-Фоминского района 200-летний дуб – гордость жителей. Но не только им славно это место. В начале XIX века здесь бывали такие деятели культуры, как: Карамзин, Жуковский, Вяземский, Крылов… Они были желанными гостями в усадьбе дворянина Вельяминова-Зернова, которому деревня досталась в приданое после того, как он стал мужем дочери Николая Васильевича Рогозина. К сожалению, до наших дней ни усадебный дом (в 20-е гг. прошлого века усадьба была разрушена), ни старинная церковь не сохранились. А от великолепной въездной липовой аллеи, встречавшей когда-то всех приезжающих, как говорится, остались только «рожки да ножки». Живописный пруд, также бывший когда-то одной из достопримечательностей Жедочей, находится сегодня в печальном состоянии.

Во всем этом мы убедились воочию, съездив в гости к жителям деревни. Долго колесить в поисках не пришлось: Жедочи принадлежат селятинскому городскому поселению и находятся примерно в 20 минутах езды от Наро-Фоминска на автомобиле, в 37 км по Киевскому шоссе от МКАД. Интересно, что 200 лет тому назад дорога от Москвы до деревни могла занять более суток.

«Так и живем…»

Постоянное, официальное население Жедочей – 18 человек, все они люди преклонного возраста, пенсионеры. Молодежи практически нет, разве что на лето приезжают погостить к родственникам да помочь по хозяйству. По словам Клавдии Яковлевны Семеновой, старожила деревни, проживающей здесь аж с 1923 года, когда-то, на ее памяти, в Жедочах было всего 34 дома, а сейчас уже трудно разобрать, поскольку с каждым годом в деревне построек только добавляется (дачи, представительные коттеджи).

«Раньше бы нам это очень помешало, ведь когда-то мы тут скотину на полях пасли, теперь тут сплошная застройка», – делится пенсионерка.

Но лучше жить в деревне год от года не становится: вся инфраструктура, по словам местных жителей, представлена одним магазином «Сельпо» при въезде в садоводческое товарищество, неподалеку от деревни. С транспортом тоже напряженно, автобусы ходят редко. «Деревня вообще не развивается. По территории дачного поселка газ проведен, а здесь – нет. Жедочей нет в плане газификации, потому что для столь малого числа проживающих, говорят, газопровод не положен. Коммерческий газ бабульки не потянут, так и пользуются жители газовыми баллонами, которых хватает на месяц, и печки топят дровами», – сетует дочь одной из старожилов деревни Зинаида Валентиновна Кузнецова. Ее родителям, Михеевым Марии Никитичне и Валентину Кузьмичу, которым уже под 90 лет, приходится, когда дочери нет рядом, самим набирать воду из колодца и управляться с хозяйством. «А как же иначе? Существовать-то надо, не в сказке живем», – говорят жители.

После посещения Жедочей на душе было как-то не то что тяжело, но грустно. Казалось бы, подобных деревушек в России, где, бывает, люди живут и хуже – не сосчитать. Видимо, именно от этого осознания нашей общей русской обездоленности, незащищенности перед суровой реальностью и возникло тоскливое покалывание где-то под ложечкой. Так и хотелось сказать приветливым жедочанам: побольше вам терпения и сил…