Вместо родителей

В детском доме ежеминутно кипит жизнь и почти нет места сантиментам. Воспитатель там и мама, и папа, и строгий начальник.

Волкотруб Ирина Леонидовна

Родилась на Дальнем Востоке в пос. Краскино под Владивостоком.

Родители: мама – сотрудник райкома партии, папа- рабочий. После окончания 10 класса поступила в педагогическое училище г. Благовещенска. По образованию – воспитатель детского сада. Два сына, внучка Дашенька.

Место работы – Софьинский детский дом.

Жизнь военная, неустроенная.

Ничего такого необычного Ирина Леонидовна в своей судьбе не находит. Жизнь складывалась, как и у всех девчонок советского времени. Окончив училище, она вылетела из родного гнезда, выйдя замуж за курсанта. Родила ему двух сыновей. Вместе с мужем-военнослужащим побывала в разных уголках нашей “необъятной Родины” и за ее пределами. Жизнь и быт в военных городках на Украине, и Чукотке, и в закрытом пространстве в ограниченном контингенте советских войск в Германии не предполагали работы по специальности. Она была, как говорится, “и швец, и жнец и на дуде игрец”- начальником вещевого склада и делопроизводителем в штабе.

Хочешь найти работу – иди в баню

Найти работу на новом месте службы мужа в Наро – Фоминске Ирине Волкотруб помогло ее давнее увлечение- баня. “Однажды я пошла в парную и там разговорилась с женщиной, которая, как, оказалось впоследствии , работала в управлении образования. Она и рассказала мне про детский дом в Софьино”, – рассказывает Ирина Леонидовна.

Там для нее все было непривычно, все в первый раз. Немного удивительно и очень страшно. “Мне сразу дали группу мальчиков и группу девочек. А так как я по натуре человек творческий, стала думать, что же мне с ними делать, как их заинтересовать, чтобы они меня поняли и я их поняла”. На контакт девчонки и мальчишки шли с опаской. Выход был найден, когда на помощь пришло “лучшее средство для установления контактов между детьми и взрослыми”- конфеты. Их, на свои не очень большие средства, новый воспитатель покупала килограммами.

С тех самых пор вся творческая часть в проведении праздников принадлежит ей: написание сценариев, распределение ролей зайчиков, лисичек и клоунов, просмотр творческих номеров, подготовленных самостоятельно. А еще создание на общественных началах театральной студии и поездки с ней на шефские концерты и фестивали. Так прошло девять лет.

О разговорах и мечтах

В детском доме работать очень трудно. Этого Ирина Леонидовна Волкотруб не отрицает.

Специфика работы такая. Дети все далеко не паиньки, но каждый из них индивидуальность, каждый личность. Привести в соответствие их желания, мечты и амбиции – задача педагога детского дома. “Все, без исключения, хотят быть лидерами. Но этому надо соответствовать- учиться, заниматься, постоянно узнавать что- то новое. И если мои ребята хотят победить в том или ином соревновании, они готовятся к этому долго и упорно”, – делится опытом воспитатель.

Сколько стоят джинсы? Что подарить девочке на день рождения? Эти, казалось бы, простые вопросы взрослым задают воспитанники детского дома. А еще они интересуются политикой, экономикой, взаимоотношением полов. ” Мне с ними интересно. Ведь ты принимаешь участие в их становлении в жизни. И они тебе верят и доверяют. А это дорогого стоит”, – говорит Ирина Леонидовна. “И я рада, что наши разговоры они принимают всерьез, потому что впоследствии у многих наших выпускников получается жить вне детского дома”.

А ее мечта, как, впрочем, и мечта всех воспитателей и педагогов детского дома, заключается в одном: чтобы детских домов не было. Чтобы все дети, выйдя отсюда, нашли себя в своей взрослой жизни, чтобы не повторили путь своих родителей, устроились на работу и создали семью. И чтобы, в свою очередь, их дети никогда не попали в детский дом. И иногда эта мечта сбывается.