Чтобы выжить, Москве уже не хватает 850 000 гектаров леса

Масштабные планы расширения границ Москвы с какой только стороны уже не обсудили: сколько возведут недвижимости и кому это выгодно, как изменятся транспортные потоки, куда переедут чиновники. И только вскользь об экологической составляющей проекта. Между тем, если наши чиновники и бизнесмены по своей традиции «забудут» об экологии, освоение новых территорий может обернуться катастрофой.

Столичный мэр Сергей Собянин и подмосковный губернатор Борис Громов принесли президенту план небывалого увеличения территории Москвы. Если проект пройдёт все стадии одобрения и согласования (а предварительное добро уже получено), площадь главного города страны увеличится с нынешних 107 тыс. гектаров до 251 тыс. гектаров, то есть в 2,35 раза. Предыдущее масштабное собирание земель было в 1960-х годах, когда столица отодвинула свои границы от Малого кольца Московской железной дороги до нынешней МКАД и заполучила Зеленоград. Но и тогда относительный прирост был меньше – примерно в два раза.

«В идеале соотношение территории города к площади защитного лесопаркового пояса должно быть один к десяти. В настоящее время у нас это соотношение равно примерно один к полутора».

На этот раз Москве достанется огромный кусок областной земли на юго-западе, расположенный между Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги (не войдут в пределы города только крупные населённые пункты, расположенные по границам участка: Апрелевка, Подольск, Щербинка, Климовск). Кроме того, столицей станут Сколково (тоже на юго-западе), а также Рублёво-Архангельское и участок земли под Звенигородом (запад).

В ближайшие год-два будет переписан Генплан Москвы, и начнётся застройка новых земель. Стройка будет долгая (чиновники обещают завершить её к 2020 году, но далеко не все эксперты верят в реальность такого плана) и грандиозная: здесь возведут 60 млн квадратных метров жилья и 45 млн квадратных метров административных и офисных площадей. Появятся современные выставочные и бизнес-центры, сюда переведут научные институты.

Наконец, за МКАД переедут федеральные и местные органы власти: собственно, строительство «бюрограда» (или даже нескольких городков для чиновников) в Подмосковье – одна из основных причин затеянного расширения границ.

Предполагается, что в итоге комплекс мер разгрузит центр города. Сейчас столица развивается по радиально-кольцевой схеме, да ещё как моноцентрический город. Другими словами, от небольшого по площади исторического центра (он же деловой, он же административный) в разные стороны расходятся лучи основных магистралей и линии метро, соединённые между собой несколькими кольцами. В итоге все едут в центр или хотя бы через центр. Это порождает бесконечные пробки, а центральную часть города делает попросту непригодной для жизни.

Мэр Собянин обещает, что после присоединения «Новой Москвы» общую инфраструктуру города кардинально перестроят. Во-первых, он станет полицентричным. Исторический, культурный центр – для горожан и туристов, новый, за МКАД, – для деловых людей, чиновников и политиков. Во-вторых, транспортные связи станут ортогональными, то есть основанными на перпендикулярных линиях. Для этого, в частности, в существующих границах будут сформированы три хордовых направления, реконструированы поперечные направления в зоне 15–20 километров от МКАД и радиальных направлений на головных участках за МКАД. Будет реконструирована и сама Московская кольцевая автодорога – чтобы минимизировать транзитное движение через город.

Разгрузить город поможет и переселение части людей на новые территории: в новые дома, как ожидается, въедут более 2 млн человек. Таким образом, численность населения присоединяемых земель увеличится аж в 10 раз.

Город-то это разгрузит – если, разумеется, всё по уму будет сделано. Но одновременно сильно нагрузит нынешний пригород. В первую очередь с экологической точки зрения. Прокладка новых трасс и массовая застройка – это всегда вырубка леса. И происходить она будет в регионе, составляющем часть так называемого лесопаркового защитного пояса Москвы.

Этот самый пояс появился в официальных бумагах в 1935 году по решению Совнаркома. В 1960 году были уточнены границы лесного массива (шириной 10–15 км). Леса были признаны неприкосновенными, а управлять ими доверили Мосгорисполкому. В административных границах защитного пояса оказались и довольно крупные города и поселения – Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Лобня, Мытищи, Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Люберцы, Котельники, Дзержинский, Лыткарино, Видное, Московский.

Всё это вместе составляет уникальный комплекс, в который входят леса, сельхозугодья, речные долины, особо охраняемые природные территории. Этот пояс – самые настоящие лёгкие Москвы. Они поставляют в столицу свежий воздух, и они же не пускают в Подмосковье вредные выбросы с городских предприятий. При этом, полагают специалисты, этот пояс недостаточно широк для нынешнего города. Пару лет назад Ирина Ильина, заместитель директора НИиПИ Генплана, приводила такие расчёты: «В идеале соотношение территории города к площади защитного лесопаркового пояса должно быть один к десяти. В настоящее время у нас это соотношение равно примерно один к полутора». Действительно, на чуть более 100 тыс. гектаров площади города у нас приходится около 150 тыс. гектаров лесопарков вокруг. А нужно около 1 млн гектаров.

Лесов вокруг не только мало, их с каждым годом становится всё меньше. В 1991 году столица потеряла контроль над этими территориями, они перешли к подмосковным муниципалитетам. И – такое совпадение – одновременно началось постепенное наступление на защитный пояс со стороны застройщиков.

По оценке «Гринпис России», за это время ближнее Подмосковье потеряло около 4% своих лесов. Примерно треть из них утрачена навсегда в результате застройки, оставшиеся две трети вырублены, но не восстановлены в полной мере. При этом распродажа прав на аренду лесных массивов не прекращается. И если дело и дальше так пойдёт, подсчитали экологи, к 2020 году площадь защитного пояса сократится на 12%.

Столичные власти 20 лет добивались возврата контроля над природными территориями вокруг Москвы. «По сути, мы теряем эту защитную лесную зону, лёгкие города», – говаривал не раз предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков. Не сказать, что столичные застройщики любят экологию больше, чем подмосковные, – как раз в желании вымолить кусочек леса они вполне стоят друг друга. Но у столицы попросту больше средств для поддержания лесов и парков в нормальном состоянии, чем у подмосковных муниципалитетов или у Рослесхоза.

Долгое время столичной мэрии не удавалось втолковать эту истину федеральным чиновникам. Теперь вроде как случился прорыв: в середине июля появилась информация, что федеральные власти передадут Москве хотя бы часть территорий лесопаркового защитного пояса, около 25 тыс. гектаров.

«Столица способна значительно улучшить качество управления природными территориями: у неё есть важный стимул для этого, а кроме того, достаточные средства, – полагает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы Николай Шматков. – Была бы только политическая воля».

Однако радоваться, разумеется, рано: грядущие масштабные строительные работы на юго-западном направлении могут попросту разорвать этот самый пояс. Экологи уже бьют тревогу по поводу проекта иннограда в Сколкове. По плану его население составит около 40 тыс. человек. По подсчётам руководителя лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, для такого города понадобится около 3–4 тыс. гектаров земли.

Свободных площадей такого размера в этом районе нет, а значит, надо будет рубить лес. Кроме того, к Сколкову надо будет провести новую магистраль. Если этого не сделать, на Минском шоссе произойдёт транспортный коллапс, предупреждают подмосковные власти. А прокладка новой магистрали обязательно приведёт к вырубке заповедных деревьев, уверяют экологи. Вот и думай, как поступить.

Схожие дилеммы наверняка будут возникать при строительстве городов и городков на территории «Новой Москвы». Кроме того, очень сильно усилится антропоморфное воздействие на природу, что очевидно: количество проживающих здесь людей за несколько лет вырастет в 10 раз. Москва и Подмосковье сейчас вообще одна из самых быстро растущих агломераций в мире: каждый год прибавляется аж по 200 тыс. человек. Люди, всё прибывающие и прибывающие в самый богатый регион России, отнимают свободное место друг у друга и заодно у окружающей среды.

Ну и, конечно, особой опасности подмосковным лесам стоит ждать от застройщиков. Экологические стандарты в российском бизнесе совсем не в чести (это дорого и, по сути, не обязательно – от любых притязаний проверяющих можно откупиться). Смогут ли столичные власти жёстко контролировать освоение земель в «Новой Москве», смогут ли создатели нового генплана максимальное внимание уделить экологии – от этого зависит будущее, без всяких преувеличений.

Версия