Церковь Николая Чудотворца. Село Каменское

Многим ли из нас на вопрос, где находится самый древний памятник Подмосковья, вспомнится белокаменный храм, вот уже много столетий возвышающийся на берегу реки Нары в небольшом селе Каменское близ Наро-Фоминска? Воздвигнутый на границе Московского княжества, свидетель во многом трагических событий российской истории, войн, разорений — он чудом дошел до нас почти в первозданном виде. Храм в селе Каменское освящен в честь Николая Чудотворца.

Первое письменное упоминание о храме Николая Чудотворца относится к завещанию царя Федора Ивановича. Он завещал село Каменское с “церковью древней” в вотчину Архангельскому собору Московского Кремля. Однако уже ко времени Смуты в 1613 году в Дозорной книге Боровского уезда говорится о том, что “храм великого Чудотворца Николая камен ветх”. А к 1629 году в писцовой книге Боровского уезда значится запись: “…в селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит, пуст, обвалился … Двор поповский пуст”. К прекращению Смуты и венчанию на царство первого Романова возобновилась и приходская жизнь храма.

Его новое освящение произошло 1 октября 1649 года. С этого времени о храме упоминается только в рамках передачи прихода Калужскому наместничеству в 1776 году и при его расширении, дополнении приделами во имя мученика Уара в 1763 году и Рождества Христова в 1893 году. Храм был достроен трапезной и колокольней, а купол барабана увенчан новой главкой. История храма переплетена с военной историей России. В 1812 году близ села Каменского располагались посты генералы И.С. Дорохова, а в самом Каменском действовал партизанский отряд. Во время отступления армии Наполеона из Москвы здесь был разбит один из французских отрядов, состоявший из 500 человек.

Нужно заметить, что, несмотря на военные действия, храм не был разграблен и осквернен, как это случилось со многими храмами, стоявшими на пути французских войск. В 1938 году храм был закрыт. В феврале 1938 года в ходе массовых арестов духовенства по обвинению в контрреволюционной деятельности священника церкви Евстафия Сокольского репрессировали и расстреляли. В 1941 году здесь проходила граница огневого рубежа советских войск Чичково—Каменское—Рыжково. Немецким войскам противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. И храм вновь не был разрушен. О событиях этого времени сейчас напоминает памятная доска.

В послевоенное время храм постигла судьба многих церквей: он служил зернохранилищем. В 1999 году памятник древнерусского зодчества был возвращен церкви, и с этого времени в нем проводятся службы. Никольский храм был открыт исследователями русской культуры в 1958 году во время “консервационно-восстановительных” работ, в ходе которых был частично восстановлен первоначальный облик храма. В 1963 году он был объявлен памятником архитектуры Союзного значения. В 1970-х годах Б.Л. Альтшуллер провел глубокое исследование храма, результаты которого не потеряли значимости и сегодня.

Храм также исследовался М.А. Ильиным, В.В. Ворониным, после долгого перерыва в 2003 году он был исследован С.В. Заграевским, вновь поставившим вопрос о времени создания и роли храма. Так что это за храм? Небольшой, кубический, одноглавый, с тремя апсидами. Выполнен из белого известняка, обработка негладкая, блоки подгонялись друг к другу неточно, стены храма неровные, без украшений. Предполагается, что стены завершались килевидными закомарами, опиравшимися на консоли, остатки этих деталей были найдены при исследовании храма Б.Л. Альтшуллером. Барабан прорезан щелевидными световыми окнами. Строгий по внешнему виду храм сохраняет строгость и во внутреннем убранстве.

Пространство едино венчается куполом, столпы вдвинуты в углы стен, подобное решение образует в плане храма равноконечный, с короткими ветвями крест, вписанный в квадрат. Под барабаном устроены уступы с деревянными площадками, возможно, установленные для лучников в оборонительных целях. Такое архитектурное решение в строительстве храма дало возможность исследователям усмотреть в нем балканское влияние, возможность приглашения балканских мастеров либо знакомство мастеров, работавших над этим храмом, с техникой строительства на Балканах.

Однако в тоже самое время бесстолпные храмы с планами в виде вписанного в квадрат креста характерны для Московского зодчества второй половины XIV века. Также характерно и оформление портала из гладкотесанных деталей. Так почему же столь далеко от Москвы строится белокаменный, дорогой по меркам того времени храм? К какому периоду можно отнести его строительство? Письменных источников, в которых была бы зафиксирована дата закладки храма, пока не было обнаружено. Село Каменское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты и называется “Каменичьским”. В связи с тем, что столь крупная и дорогостоящая постройка могла быть осуществлена лишь в важном населенном пункте, Б.Л. Альтшуллер датирует храм 1370-ми годами, по мнению исследователя, в то время по реке Наре проходила граница Московского княжества. Расположение села на границе Литовского, Черниговского и Московского княжеств предопределило его важное стратегическое значение.

После 1380-х годов граница Московского княжества сдвигается, и село перестает играть столь важную роль, пропадает из летописей. С.В. Заграевский сужает датировку храма 1309—1312 годами и считает, что село Каменское было важным пограничным пунктом уже в начале XIV века. По значимости оно находилось в одном ряду с Рузой, Можайском и Звенигородом. О том, что храм, как и само село, играл важную стратегическую роль указывает и техника выполнения работ: неровные углы, необтесанные камни могут свидетельствовать о том, что памятник сооружался быстро, с долей поспешности.

Материалом для его сооружения, по мнению Заграевского, мог послужить камень из близлежащих каменоломен, об их наличии косвенно свидетельствует название села — Каменское. Не исключается возможность названия села и от расположенного в нем каменного храма. Таким образом, по этой датировке, храм был построен раньше Успенского собора Московского Кремля, что еще раз подчеркивает особую роль, которая отводилась селу Каменское в XIV веке. Возможно, учитывая отдаленность от столицы Московского княжества, расположение села на границе трех княжеств и то, что строительство здесь белокаменного храма было не только важным “фортификационным” решением, но имело определенное сакральное значение. Расположенный на берегу реки, он был “воротами”, через которые проходили представители соседних княжеств.

Значимость подобной границы могла быть отмечена именно белокаменным храмом — с него начиналось Московское княжество.

Многочисленные реконструкции все еще не дают однозначных ответов на многие вопросы: кем и когда все же был построен белокаменный храм, откуда был взят материал для строительства, кто был ктитором (заказчиком) храма и какова роль села Каменское в период строительства храма. Молчаливо наблюдавший события российской истории храм все еще ждет своего исследователя.

Анна Тутынина