Афинеево

Места чудной красоты пока ещё, к счастью, можно найти не только в отдалённых от столицы селеньях, но и вблизи неё. Одно из них – Афинеево, – находится на грани исчезновения. От великолепного когда-то парка осталась единственная аллея и отдельные деревья, вместо широких удобных ступеней к реке ведёт сырая тропинка. Кладбище разрастается и кажется, что оно готово, как монстр, поглотить и крутой берег, и саму Десну. Но когда стоишь на этом берегу, опершись на вековую липу, то ощущаешь и величие природы, и величие предков, безошибочно выбиравших для селений красивейшие места.

Церковь Иоанна Предтечи реставрируется. Бог даст, вскоре будет выглядеть как новая. Стариной и каким-то особенным уютом – сельским, российским умиляет церковная ограда со столбами-башенками и головками с зелёной кровлей, похожей на платок, отделанный деревенским кружевом.

История Афинеева описана во многих источниках, в 1912 году в селе побывал известный исследователь подмосковных архитектурных памятников А.Н. Ильин. Внимание составителей путеводителей объясняется тем, что среди владельцев усадьбы были люди, оставившие заметный след в русской истории. В 1913 году здесь поселился замечательный человек – Алексей Александрович Бахрушин. Фабрикант, коллекционер, меценат и благотворитель, подаривший Москве и всем нам уникальный музей истории театрального искусства. До сих пор нигде в мире нет столь обширного и разнообразного собрания театральных раритетов.

Неоценимый вклад в русскую культуру внёс его сын, Юрий Алексеевич Бахрушин, занимавшийся литературно-критической и педагогической деятельностью. С 1924 года он работал в Большом театре заведующим постановочной частью, в 1935 году стал заведующим литературной частью Оперной студии, получившей к этому времени статус театра. В 1943 году он начал преподавать в Московском хореографическом училище, затем в ГИТИСе и в школе при Ансамбле народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева. Ю.А. Бахрушин – автор большого числа статей о балете, рецензий на современные ему постановки. Главным трудом его жизни стало учебное пособие “Истории русского балета”, вышедшее недавно уже четвёртым изданием. Эту книгу с интересом и восторгом читают уже несколько поколений любителей балетного искусства.

В годы Великой Отечественной войны Ю.А. Бахрушин оставался в Москве, в эвакуацию с театром не уехал. Это дало ему возможность написать воспоминания о своей семье, изданные в 1994 году тиражом 20000 экземпляров, но уже ставшие библиографической редкостью.

Благодаря краеведческим поискам нескольких членов семьи Бахрушиных мы знаем, что первое упоминание об Афинееве относится к XVII веку. В 1627 году оно значилось пустошью. С 1646 года здесь поселяется окольничий М.А. Протасьев, наследники которого владели этой землёй до середины XVIII века. При М.А. Протасьеве в 1704-09 годах была построена церковь, а в конце того же века – колокольня, но тогда в Афинееве уже был другой помещик.

Имение сменило многих хозяев. Им владели Е. Волынский, губернский предводитель дворянства Ступишин, издатель и коллекционер П.П. Свиньин. При Ступишине здесь были вырыты пруды, насыпаны острова, построены вычурные мосты, разбит регулярный липовый парк, обсажена березами дорога в Москву (несколько деревьев сохранилось до наших дней). В середине XIX века усадьбу разделили. Одна часть перешла к Мусиным-Пушкиным, другая (её в 1913 году купил А.А. Бахрушин) – к помещику А.С. Степанову, после которого хозяином стал купец Ступин (построивший большой усадебный дом), у которого в начале XIX века её приобрёл купец Н.Н. Власов. Бахрушин переименовал усадьбу в Верино, по имени жены, пригласил архитектора И.Е. Бондаренко и перестроил дом (на фото). Увы, пожар уничтожил его, и былое великолепие осталось только на фотографиях.

Татьяна Окулова