Власть народу?

В прошлом выпуске «Школы местного самоуправления» shkolamsu.livejournal.com мы определили, что в России имеется институт местного самоуправления — механизм управления территориями жителями этих территорий. Когда есть управление, подразумевается, что есть и власть, которая это управление осуществляет. Кто же это — власть народная?

Обратимся вновь к картине мира рядового жителя рядового города или посёлка. В этой картине мира, наверняка, присутствует какой-то местный начальник, который не просто занимает должность мэра или главы администрации, но является фактическим наместником высшей власти и отвечает за все, что здесь происходит. А у некоторых в сознании, чего уж греха таить, местный главный чиновник является практически хозяином подведомственной территории. А что вы хотите в стране, которая всего 150 лет назад избавилась от крепостного права, а многие феодальные пережитки живы до сих пор? Такая картина мира очень распространена и поэтому кое-где не сильно отличается от реальности, но об этом позже.

Факт то, что закон не предусматривает никакого наместничества, более того, местная власть самостоятельна (не назначается сверху) и является, буквально, формой осуществления народом своей власти. То есть это власть самая что ни на есть народная. Только народ не всегда в курсе об этом, да?

Каким же способом народ может поуправлять территорией, на которой он проживает и которая отдана в его, народа, надежные руки? Может управлять непосредственно, через местные референдумы, что конечно сложновато. Представьте себе: каждый день ходить на референдум, решать важнейшие вопросы типа “Определить территорию между домами 1 и 2 как предназначенную для выгула кошек”. После очередного такого осуществления народной власти вы, скорее всего, скажете: “Ну нет. Давайте определим ответственных и пусть они сами решают такие вопросы, а заодно, раз уж зарплату будут получать, может еще чего полезного сделают. И создадите Администрацию. А для того, чтобы Администрация лишнего чего не наделала, будете созывать собрание из граждан, которое будет правила устанавливать, а все их должны будут соблюдать. Так устроено местное самоуправление во многих странах мира, такое же устройство предусмотрено российским законом.

На каждой самоуправляемой территории обязательно должны работать:

1) местная администрация;
2) представительный орган;
3) глава муниципального образования.

Представительный орган (совет депутатов, городская дума, курултай и т.д.) утверждает правила, администрация занимается каждодневной работой по управлению, глава несет ответственность (подписывает документы) и действует от имени данной территории. Об их функциях мы еще поговорим подробнее, сейчас нам осталось понять главное — как же именно осуществляется власть?

Местное самоуправление осуществляет свои полномочия через механизм так называемой публичной власти. Слово в другом контексте может показаться не совсем приличным, но означает очень простую вещь: любое решение местной власти подлежит исполнению только после его обнародования (опубликования). Неопубликованные решения и постановления силы не имеют. Используя такой механизм, достигается максимальная открытость деятельности местной власти. Должна достигаться, по крайней мере. За последнее время произошли серьезные изменения, например, федеральный закон обязывает размещать все решения в сети интернет (здесь, например, документы городского поселения Селятино http://selyatino-adm.ru/regulatory/98/ ), поэтому доступность документов значительно повысилась. Но при этом стандартной практикой остается публикация документов в малодоступных газетах, поэтому те, у кого интернета пока нет, рискуют так и не узнать о вступивших в силу решениях местной власти.

Конечно же, реалии пока не во всем соответствуют нарисованной картине, практически повсеместно наблюдается сильный перекос в сторону исполнительной местной власти — администраций. Именно администрации сейчас чаще всего формируют не только повестку дня, но и косвенно сами представительные органы. То есть правила администрации устанавливают для себя сами. Постепенно граждане должны взять в свои руки процесс формирования представительных органов, представительные органы начнут формировать правила, выгодные в первую очередь населению.

В следующей статье мы поговорим о том, а какие вообще вопросы полномочны решать органы местного самоуправления.

Антон Стешенко