Русские женщины о боярыне Морозовой

Наверное, мало кто из любящих культуру и историю нашего Отечества не сможет ответить на вопрос, кто такая боярыня Феодосия Морозова. В память о её духовном подвиге и её сестры княгини Евдокии Урусовой наши современники в Боровске установили часовню. В 1887 году художник В. И. Суриков написал картину “Боярыня Морозова”, в которой, благодаря своему таланту, красноречиво показал сильный характер этой русской женщины, сторонницы старой веры. В 2006 году Родион Щедрин закончил работу над хоровой оперой “Боярыня Морозова”, премьера которой прошла в московском Большом зале консерватории. За отказ признать новую веру по распоряжению царя Алексея Михайловича боярыню Морозову и её сестру, княгиню Урусову, выслали в Боровск и заточили в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря. Здесь они провели в жестоких мучениях остаток своей жизни. Думал ли преподобный Пафнутий, основывая в Суходоле, занимавшем в прошлом значительную часть территории нынешнего Наро-Фоминского района, что из созданной им обители сделают тюрьму? Но, впрочем, издревле на Руси было традиционным отправлять неугодных в монастыри. В Пафнутьево-Боровском монастыре содержался и протопоп Аввакум – идейный наставник староверов. Его проповеди оказали своё влияние и на убеждения Морозовой и Урусовой, видевших истинность только в старой вере, а не в новой, навязываемой реформой патриарха Никона и царём Алексеем Михайловичем. Здесь следует добавить, что и их родные братья – Федор и Алексей Соковнины – тоже оставались верными не только сёстрам, но и старообрядцам. Видимо, поэтому царь удалил их из Москвы, назначив воеводами в удалённые города. Впоследствии один из них, окольничий Алексей Прокопьевич Соковнин, как “раскольник” был обезглавлен 4 марта 1697 года на Красной площади за участие в заговоре против Петра I.

Боярыня Феодосия Морозова родилась 21 мая 1632 года в семье царского окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина, который являлся родственником первой жены Алексея Михайловича – Марии Ильиничны, в девичестве Милославской. Из исторических и литературных источников известно, что сама Феодосия была очень красивой женщиной. В 17 лет её выдали замуж за Глеба Ивановича Морозова, который тоже был в родстве с царской семьёй, но по мужской линии. Он был богат и владел роскошной усадьбой Зюзино под Москвой. Его брат Борис Иванович Морозов также был владельцем огромного состояния, он умер бездетным в 1662 году. Вскоре после его смерти умирает и муж Феодосии Глеб Иванович, а совокупное состояние Морозовых, не уступающее по богатству царскому, достаётся Феодосии Морозовой и её малолетнему сыну Ивану. Во дворце царя Феодосия занимала чин верховой боярыни. Вместе с тем, несмотря на близость к царской фамилии, она не поддерживала вводимых царём и патриархом Никоном реформ в Русской православной церкви, приведших к её расколу. Будучи знакомой с идейным их противником протопопом Аввакумом, она долгое время переписывалась с ним, даже когда он сидел в Пустозерском остроге. Занимаясь благотворительностью, Феодосия принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Алексей Михайлович, недовольный Морозовой, поддерживающей старообрядцев, сдерживаемый от негодования к ней своей женой Марией Ильиничной, не подвергал боярыню жёстким репрессиям. Но после смерти Марии Ильиничны в 1669 году Морозова тайно постриглась в монахини под именем Феодоры и стала удаляться от церковных и светских мероприятий. А 22 января 1671 года, сказавшись больной, она отказалась принимать участие в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, чем вызвала его царский гнев. Направленным к ней посланцам царя, уговаривающим непокорную боярыню подчиниться воле царя и присутствовать на свадьбе, она ответила категоричным отказом.

После допроса 14 ноября 1671 года архимандритом Чудова монастыря Иокимом Феодосию и её сестру заковали в кандалы, оставив под домашним арестом, а через несколько дней её привезли в Чудов монастырь. Этот эпизод и был отображён на картине Сурикова “Боярыня Морозова”. На полотне художник изобразил и Евдокию Урусову, со скорбью в лице провожающую сестру в темницу. После ареста Феодосии скончался её сын Иван, смерть которого она с трудом пережила. Имущество Морозовых отошло в царскую казну.

В конце 1674 года боярыня Морозова, Евдокия Урусова и их сподвижница – жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались заставить отказаться от старой веры. Для Морозовой в это время уже был готов сруб для сожжения, но спасло её заступничество бояр и сестры царя – царевны Ирины Михайловны. Взамен казни по распоряжению Алексея Михайловича Морозову, Урусову и Данилову выслали в Боровск, где их посадили в земляную тюрьму Пафнутьево-Боровского монастыря. Вместе с тем и в Боровске у женщин нашлись сторонники. Охранявшие их сотники были задобрены Иоакинфом Даниловым, “чтобы не свирепы были”. Их посещал Родион, племянник Данилова, старцы и старообрядцы. Однако об этих посещениях узнали в Москве, и в марте 1675 года было назначено расследование, в результате которого многих из охраны узниц сослали в Белгород “на вечное житьё”. Под страхом смертной казни новой охране запретили давать арестанткам пищу. Первая от голода 11 сентября 1675 года умерла Евдокия Урусова. После этого в яму к Морозовой посадили Марию Данилову. С 1 на 2 ноября 1675 года скончалась Феодосия Морозова. Мария Данилова мучилась перед своей кончиной ещё целый месяц. Так в жестоких царских мучениях скончались три русские женщины, до конца преданные старой вере. А в 1682 году на месте захоронения сестёр их братья Фёдор и Алексей Соковнины положили надгробную плиту, чем сохранили для потомков место их погребения. Литература: Калужский край, Книга первая, Калуга, 1976: Боровский край, часть 1, Боровск, 1999 г.

Валерий Ипатов