Отчет наблюдателя

Место действия: избирательный участок № 1684 в д. Софьино в здании Софьинской СШ.
Основные действующие лица в комиссии: председатель Овчинникова Елена Валерьевна, зам. председателя Теличко Олег Валериевич, секретарь Чуманихина Оксана Евгеньевна. Все являются работниками администрации г.п. Селятино.
Наблюдатели из проекта «Гражданин наблюдатель»: 
Татьяна, член комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Прохорова, Николай, член комиссии с правом совещательного голоса от кандидата Миронова, Николай, наблюдатель от кандидата Прохорова.
Прочие наблюдатели: два наблюдателя от кандидата Зюганова и два от кандидата Путина.
Цель: предотвращение фальсификаций и фиксация нарушений.

Накануне дня голосования в субботу мы всем составом прибыли на участок для знакомства с комиссией и проверкой некоторых документов. Председатель комиссии встретила нас не очень дружелюбно. После придирчивого осмотра документов и звонка в территориальную избирательную комиссию (ТИК) пришлось признать, что мы являемся наблюдателями на законном основании.

Поскольку член комиссии с ПСГ имеет право знакомиться с документами, мы запросили у председателя информацию по дополнительным спискам. В дополнительный список были включены избиратели на основании списков организаций. На вопрос, на каком основании эти люди включены в доп. список, был ответ, что это граждане с временной регистрацией. Временную регистрацию председатель не проверяла, поскольку по ее мнению, это проблема организации и отвечает за это руководитель компании. По закону же избиратель должен прийти сам за 3 дня до дня голосования, предъявить документы о временной регистрации на территории данного участка и тогда решением комиссии избирателя включают в дополнительный список. Налицо нарушение закона, с которым, к сожалению, мы ничего сделать не смогли, так как в тот момент растерялись и не знали, что предпринять по данному факту. Получается, что такими вот списками можно на каждом участке одних и тех же людей вносить в доп. список, ведь регистрация не проверяется. В список включено 40 человек.

Далее мы попросили осмотреть избирательный участок. Председатель показала нам места наблюдателей и сообщила, что мы должны находится только здесь. Мы процитировали закон, по которому имеем право перемещаться по участку,  а также вести фото- и видеосъемку. Возражений у председателя не нашлось, стала оправдываться, дескать не запрещала нам ходить, а только имела в виду что это наши рабочие места. С видеосъемкой она тоже предупредила, чтобы мы снимали только со своего рабочего места и показали ей перед этим, что будет попадать в объектив камеры. На это возмущаться не стали и сказали, что при нормальном ходе голосования снимать ничего особо не будем. Но если будет какое-либо нарушение, то будем фиксировать так, как посчитаем нужным, и с любого ракурса. Председатель возражать не стала. На этом знакомство с местом событий и комиссией закончилось.

Утром мы прибыли на участок в 07-00, комиссия уже присутствовала. На просьбу показать список избирателей, председатель сказала, что покажет, но позже. Это «позже» наступило уже после открытия участка, когда первые избиратели проголосовали. Подозрительных пометок в списке обнаружено не было. Началось голосование.

Одного наблюдателя мы поставили на подсчет бюллетеней опущенных в урны. Я должна была дежурить у стола с открепительными и проверять соответствие его паспорту избирателя. Не прошло и получаса как к доп. спискам и к столу где голосовали по открепительным выстроилась очередь. Третий наблюдатель вышел на улицу и увидел, что всех этих людей организованно доставили на машинах.

Я проверяла открепительные и сверяла с паспортами. Привозили группы из Брянской и Владимирской области, а также из Чувашской республики. Когда выстроилась очередь из чувашей, я пообщалась с ними, они подтвердили, что их сюда привезли на машине Газель, их 14 человек. Позже выяснила у наших коллег с участка № 1682 в п. Селятино, что туда тоже приезжали чуваши. К сожалению, в тот момент у нас не было мобильной группы, которая бы смогла проследить куда дальше повезут этих избирателей, поэтому формально все выглядело в рамках закона. Но то что это была «карусель» ни у кого сомнений не возникло. Поток избирателей с открепительными не прекращался, и у нас в течение нескольких часов стабильно сохранялась очередь к столу с доп. списком.

За это время к нам приехал член комиссии из ТИК Щуров Юрий Олегович, который начал мне объяснять, что я подчиняюсь председателю, хотя по закону член комиссии с ПСГ председателю не подчиняется. Видимо их очень напрягала моя прыть.

Позже приехала мобильная группа (юрист и журналисты), которая помогла мне составить жалобу в ТИК на подвоз избирателей к участку, с указанием машин на которых это осуществлялось. Жалобу в ТИКе приняли, но рассмотреть сразу отказались, мотивируя тем, что сейчас нет председателя и большинства членов ТИКа.  Заместитель председателя объяснил, что им необходимо расследовать кому принадлежат данные машины, после этого можно говорить был ли нарушен закон об избирательных правах или нет. Я оставила свой телефон, мне обещали позвонить как только рассмотрят жалобу. По закону они должны сделать это в день голосования. Но ни в день голосования, ни на следующий мне так и не позвонили. Через два дня я дождалась звонка, думала, что за это время как раз провели расследование кому принадлежат машины, но в решении была отписка – поскольку данный факт не отразился на подсчете голосов, то не видим смысла что-либо делать. Вот так.

Итого по открепительным у нас проголосовало 163 человека или 16% от всех избирателей. Это очень много, даже учитывая, что у нас есть дачники.

В остальном все было в рамках закона. Вбросов не было, наш подсчет проголосовавших сошелся с данными комиссиями. Что неудивительно, потому что на участке № 1684 был «московский» вариант фальсификаций: списки от организаций и массовое голосование по открепительным.

Отдельно хочу рассказать о других наблюдателях. Они разочаровали. Наблюдатели от Зюганова на мой вопрос, видели ли массовое голосование по открепительным ответили утвердительно, но подписать жалобу отказались. А наблюдатель от Путина (почтенная пожилая леди, учительница) ничего не увидела. Или не захотела увидеть? Даже член комиссии с ПРГ подтвердил, что на участке была «карусель». Вообще наблюдения они практически не вели. Сначала они тоже пытались подсчитывать при помощи «шахматок» количество проголосовавших избирателей, и даже предъявляли нам претензии, что мы делаем в своей табличке приписки (по нашему подсчету проголосовавших было значительно больше). Но после 2 сверок с комиссией они это дело забросили, так как наши данные сошлись с точностью до 10 человек, а они «отстали» на полторы сотни, наблюдение прекратили и затеяли яростный спор между собой на тему кто развалил страну. Собственно всю вторую половину дня этот спор у них и занял.

Во время подсчета голосов председатель собиралась вскрыть урны и считать бюллетени параллельно с работой по спискам избирателей. Мы категорически воспротивились этому. Председатель настаивать не стала, сказала что хотела как быстрее, но если мы против, то все будет сделано по процедуре. Правда отдельные члены комиссии стали возмущаться, что так подсчет затянется до утра, и что самое неприятное, наблюдатели от Зюганова к ним присоединились.

Еще хотелось бы отметить безобразно составленные основные списки. В процессе голосования несколько десятков избирателей не обнаружили себя в них. Одна женщина долго возмущалась, что она четвертый раз приходит голосовать и четвертый раз не видит себя в списке. Одна семейная пара наоборот, обнаружила по своему адресу лишнего жильца, не живущего по их словам в этом доме уже около 10 лет. Это конечно вина не УИК, а видимо местного паспортного стола, но факт безусловно неприятный.

Итог: Путин получил 60% голосов, но каким способом… Честным? Отнюдь.

Наблюдатель