Биография Гусева Александра Юрьевича

 

 

 

 

Родился Саша Гусев неподалеку от Селятино в известном всем селятинцам поселке Калининец 5 августа 1957 года. Сама эпоха повела его за собой, прочертила линию его судьбы. Достаточно сказать, что в тот же день и родилось сразу двое космонавтов, Зайцев и Виноградов.

Нет, конечно, выбор пути на каждой раз вилке жизни Александр делал сам. И все же вехи жизненного пути Александра Гусева очень характерны для поколения его ровесников: институт, уральский завод, комсомол, армия, трест “Гидромонтаж”: Комсомольская путевка и социалистическое соревнование, распределение молодых специалистов и Совет народных депутатов… эти приметы Советской страны постепенно отступают в прошлое, тускнеют в памяти людей среднего и старшего возраста. Но для многих из нас они – символы молодости, символы исчезнувшей великой державы и былой уверенности в завтрашнем дне. Совсем не безоблачным было это время, но, как говорится, “времена не выбирают”. Для селятинцев это время особенно памятно, поскольку история поселка строителей неразрывно связана с созданием ядерного щита Родины, освоением бескрайних просторов СССР. Это была эпоха, когда жители ощущали свою востребованность, могли гордиться собой и своей страной.

Но, вернемся к Гусеву. Родители его, Юрий Николаевичи Екатерина Александровна, и сейчас живут в поселке Калининец. Юра с Катей выросли в соседних деревнях Нерльского района Калининской (Тверской) области и рано полюбили друг друга. Юру призвали в Таманскую дивизию. Катя поехала за ним, а когда два года прошли, они поженились и связали свою судьбу с дивизией. Юрий Николаевич все эти годы работал электриком, потом водителем, работает, насколько позволяет здоровье, и сейчас. У него в трудовой книжке за все 50 лет всего одно место работы КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) Алабинского гарнизона. Екатерина Александровна работала в ателье, шила форму для офицеров, потом стала работать в пекарне. Она досих пор печет хлеб для солдат.

Вскоре у молодоженов родился Саша, а спустя 7 лет, в 1964, дочь Татьяна. Она тоже живет в Селятино, работает в Москве мастером на Бадаевском пивзаводе.

Парень из Калининца

Детство Саши было обычным для советского парня из рабочей семьи. До школы ходил в детский сад, в 1964 году пошел в школу. Школьные годы прошли в Тарасково. Сначала семья Гусевых жила в частном доме, держала корову, свиней, кур. Потом, когда Саша учился в 4-м классе, получили квартиру. Обязанностей по дому всегда было много. По утрам выгонял корову в стадо. Косил с отцом. Готовил дома, убирал. С сестренкой сидел. В общем, жили, как все тогда.

Детство прошло под залпы пушек. Рядом был полигон Таманской дивизии, на котором проходили ночные учения. С 9 вечера до 6 утра стреляли. Ничего, к этому привыкаешь, совершенно спокойно спишь. Сейчас, даже когда начинают стрелять, я говорю жене: “Стреляют, значит, жива еще Россия”.

После восьмого класса Саша перешел в Петровскую школу в Калининце своей десятилетки тогда не было. В школе учился хорошо. Любимыми предметами были физкультура и математика. Тогда еще проявились у него любовь и способности к спорту. Он увлекался футболом и хоккеем, был капитаном баскетбольной команды школы. А еще был комсоргом класса, капитаном школьной команды КВН. Общественная работа нравилась – Саша легко находил контакт с людьми.

Студент

В 1974 году Саша получил аттестат зрелости и решил поступать в институт. Рассуждал так: раз математика нормально была в школе, значит нужно поступать в технический ВУЗ. Пошел в Московский Автомеханический институт(МАМИ). Факультет – конструирование ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Специальность- инженер-механик.

В институте я учился до середины второго курса нормально. А потом мне все это надоело, решил бросить, засомневался – мое ли это. Тут самую главную роль сыграла мать. Она просто расплакалась и говорит: я всю жизнь скотину пасла, работала, чтобы ты неучем не был. Заставила она. Никто не заставил бы, если бы не мать. Решил остаться.

Первое время учеба Саше давалась очень легко, потом стало трудней. Но все наладилось, кризис самоопределения был благополучно разрешен, и на старших курсах Саша учился уже без проблем. Что-то давалось легче, что-то тяжелее, но на стипендию сдавал всегда, иначе – не прожить. Особенно успевал по общественным наукам.

В институте Александр был комсоргом группы на первом-втором курсе. А в середине второго курса его не только из комсомола, но и из института чуть не исключили – попал в милицию как фанат “Спартака”. Как тогда, так и сейчас Саша всегда был ярым болельщиком. Возвращаясь с футбольного матча после проигрыша “Спартака”, он оказался рядом с “фанатами”, которые выместили свое горе на вагонах метро. Забрали всех. И снова спасла мать. Она собрала все его дипломы, награды, грамоты, приехала в милицию и расплакалась. В милиции сжалились. В институт сообщили, но 15 суток не дали; тогда для студента это автоматически означало немедленное отчисление. Все ограничилось в результате тем, что комсомольца Гусева погнали из комсоргов.

Жил Саша в общежитии, ездил в стройотряды, в студенческий спортивный лагерь, ночами разгружал вагоны – типичный образ жизни советского студента.

Комсомольское сердце

 

 

 

 

Выпускники из Москвы и Московской области могли остаться работать в Москве. Их ждали на АЗЛК, ЗИЛе, на заводах в Чехове, Подольске, Серпухове. Но комсомольская романтика молодости позвала теперь уже инженера-конструктора Александра Гусева на Урал, в город Миасс, на Уральский автозавод.

Работа на заводе была очень интересной. Конструирование двигателей для условий Севера, было новое дело не только для молодого специалиста, но и для страны. В цене были идеи, рацпредложения, изобретения. Но после полугода работы в отделе Главного конструктора Александр ушел работать в экспериментальный цех мастером. Там было еще интереснее. Испытывали двигатели. Обкатывали их на стендах.

Поэзия производства, когда из отлитого блока цилиндров постепенно получается новый двигатель, покорила его. А когда собранный движок запускали, это вообще был целый праздник, таинство техники. И общественная жизнь в цехе бурлила:КВН, футбол, турслеты – времени свободного не было вообще.

 

 

 

 

 

Молодой, способный, активный комсомолец не остался без внимания. Не прошло и года, как его пригласили на должность второго секретаря комитета комсомола завода. Двухлетняя работа в нем стала хорошей организаторской, да и человеческой школой для Александра. Он организовывал комсомольско-молодежные бригады, субботники, слеты КСП, походы. С тех пор хорошо знаком со знаменитым бардом Олегом Митяевым. Гусев был награжден высшей комсомольской наградой – золотым знаком ЦК ВЛКСМ “Молодой гвардеец пятилетки”. В эту пору Александр серьезно увлекался легкой атлетикой, а затем атлетической гимнастикой. По легкой атлетике команда отдела Главного конструктора выигрывала заводские и городские соревнования. Саша был капитаном команды КВН города. Капитаны городских команд КВН были тогда самыми популярными личностями города.

Я на свадьбе друга познакомился с будущей женой, Ириной. Познакомились, и я ей говорю: “Выходи за меня замуж, но быстро, потому что через 2-3 недели – армия”. Она согласилась. У меня на свадьбе гулял весь город. Человек 400, не меньше.

Ирина работала врачом, закончила Челябинский медицинский институт с красным дипломом. Молодая семья поселилась в общежитии, но наладить уютного семейного быта им не удалось, так как по комсомольской путевке Александр отправился служить офицером в Советскую Армию.

Армия

Призыв по комсомольской путевке не был обязательным, Гусев мог отказаться от службы, дальше заниматься любимым интересным делом. Но тогда слова “священный долг и почетная обязанность” не были пустым звуком. По крайней мере, для него. Два года Александр прослужил офицером в частях Уральского военного округа. Был замполитом, командиром роты в строительных войсках, объездил по командировкам почти весь Урал: Свердловск, Челябинск, Троицк, Нижний Тагил.

Через 9 месяцев после того, как Александр ушел в армию, родился Славка, старший сын. В бытовом смысле было тяжело. Командировки -от семьи приходилось уезжать все время, да и в комнате втроем тесновато было.

 

 

 

 

Два года прошли, вернулся обратно в Миасс, откуда призывался. Пришел в военкомат за паспортом, мне говорит военком: “Вам надо зайти в горком партии”. Зашел. Второй секретарь горкома пригласил меня на беседу и говорит: “Выбирай себе должность”. И дает мне список должностей: зам. директора по быту, начальник трамвайно-троллейбусного треста, директор профессионально-технического училища и так далее. Говорит: “Ты имеешь право выбрать любое, что здесь есть. Если вот это выберешь, у тебя через год будет квартира и все такое прочее”. Я говорю: “Можно подумать?” Он говорит: “Только одну ночь”. Я ушел. Мы думали с женой эту ночь. И уехали оттуда.

Уехали, потому что после 6 лет вдали от дома со всей силой навалилась тяга в родные места, звали родители. Ирине Наро-Фоминский край полюбился, когда Гусевы приезжали в гости к Сашиным родителям. А еще не последнюю роль сыграла проблема быта: маленького ребенка буквально нечем было кормить в Миассе, а снабжение в Подмосковье тогда было не в пример лучше, тяжело еще год было жить в общаге, да и присмотра за Славкой рядом с дедом и бабкой было больше.

Селятино

В Подмосковье семья вернулась в 1985 году. Сперва в поселок Калининец. Александр сразу пошел работать в трест “Гидромонтаж”, на Опытный завод. Сначала – мастером на Опытном заводе. Затем старшим мастером, секретарем партийной организации и одновременно заведующим лабораторией на том же заводе. Ему предлагали работать освобожденным секретарем парторганизации завода, но он отказался- скучно.

За время работы на заводе Александр Юрьевич понял, что система треста – четко отлаженный механизм, где все винтики были на своих местах, крутилась она очень надежно. Организация самого рабочего процесса в тресте “Гидромонтаж” была на высочайшем уровне по сравнению с другими предприятиями, например, Уральским автозаводом и другими. Эта работа дала ему очень много в плане развития организаторских способностей.

До 1987 года Гусевы снимали квартиру в Селятино, а когда родилась дочь Ольга, получили двухкомнатную квартиру гостиничного типа в доме 46 в поселке. В 1993 переехали в трехкомнатную в доме 33.

О тресте “Гидромонтаж” у Александра Юрьевича остались самые хорошие воспоминания, особенно о людях, которые там работали, о заводчанах. Он сильнее всего ценит, когда о нем говорят: “Ну, Гусева мы все знаем, он родом с опытного завода”. Во многом именно с тех пор проблемы рабочих, людей “от станка” он воспринимает как свои. Эти годы сформировали отношение А.Гусева к селятинцам, к самому поселку Селятино.

В 1990 году трест “Гидромонтаж” выдвинул Александра Гусева, как одного из лучших работников треста, в депутаты, а потом и Председателя местного Совета.

Можно сказать, тогда я был кандидатом от треста “Гидромонтаж”. По жизни с тех пор со многими людьми, с кем я работал вместе в тресте, мы дружим, ходим в баню, отдыхаем вместе. Это Вергун, Борщев, Шепелев, многие другие. Отношения абсолютно прекрасные, и тот факт, что сейчас трест “Гидромонтаж” считается противником Гусева, это нонсенс какой-то. Какой я могу быть противник своим друзьям? А друзья – трестовские все.

В местном Совете Гусев проработал до роспуска Советов, пытаясь в рамках имевшихся полномочий противостоять разграблению и развалу общенародного достояния. В 1994 году был приглашен во вновь созданную администрацию Алабино заместителем Главы, Юрия Александровича Шепелева.

Заместителем главы администрации по социальным вопросам Гусев проработал 5 лет. На нем были детские садики, школы, спорт, культура, образование, здравоохранение, которые в тяжелых условиях отсутствия финансирования все же удалось в Селятино уберечь от полного развала.

В 1999 году Юрий Шепелев вышел на пенсию и передал Александру Юрьевичу управление администрацией. С тех пор он возглавляет местное самоуправление.

В том же 1999 году жена Ирина умерла от рака кожи. Два года она болела, и ее смерть стала большим ударом и для мужа, и для детей. Если Александру Юрьевичу помогла концентрация на работе, то детям было особенно тяжело.

 

 

 

 

 

Сейчас сын Слава закончил МАДИ, работает в Москве, дочь Ольга поступила в МГУ на философский факультет. Оба поступали сами, без помощи отца.

Через полтора года Александр Юрьевич познакомился с Людмилой Стоян, директором центральной детской районной библиотеки в Наро-Фоминске. В 2003 году состоялась свадьба, а в 2004 родилась дочь Леночка.

Всего в семье теперь пятеро детей: четверо взрослых, Виолетта и Кирилл – у Людмилы, Оля и Слава – у Александра, и малышка, которой сейчас уже год и четыре месяца.

Живет семья в доме в Алабино. Выращивание цветов на участке – самое большое увлечение Александра Юрьевича и Людмилы, хотя времени на это у него, конечно, не много.